Успехи разума

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)

ОБЗОР АЛЬМАНАХА № 55

55-ый номер альманаха «Гостиный двор», украшенный портретом Карамзина на обложке, текстом Николая Михайловича и открывается. Абзац, который мне более всего запомнился, он о... Да вот он:

...Успехи разума и способностей его, необходимое следствие гражданского состояния людей, были ускорены в России Христианскою Верою. Волхвы славились при Олеге гаданием будущего: вот древнейшие мудрецы нашего отечества! Наука их состояла или в обманах, или в заблуждениях. Народ, погружённый в невежество, считал действием сверхъестественного знания всякую догадку ума, всякое отменно счастливое предприятие и назвал Олега вещим, ибо сей великодушный, смелый Князь возвратился с сокровищами из Константинополя. Любопытство, сродное человеку, питалось историческими сказками и преданиями, украшенными вымыслом...
Жизнь разума, основанная на вере. Об этом же писал Алексей Федорович Лосев в работе, изучающей миф, его зарождение и развитие – все разумное основано на вере, на абсолютном доверии к аксиомам, из которых вырастает знание. Почти об этом же Николай Бердяев высказался: только мы, мистики, можем называть себя истинными реалистами, поскольку знаем о тайной, скрытой стороне реальности – ведь, получается, мы обладаем наиболее полным знанием о ней... В одном я не согласен с Карамзиным – человеку сродно не профанное любопытство, выискивающее щекочущие нервы черточки бытия, пикантные, придающие остроты существованию, а любознательность – стремление познать еще не понятое и неизведанное.
Этой особой любознательностью, «любовью к точному знанию», движимы историки Оренбуржья, пополнившие копилку материалов о знаменитых наших земляках статьями о связи судьбы Карамзина и нашей губернии - Елена Мишанина, Ольга Скибина, Любовь Сапченко не пожалели времени на изыскание новых подробностей биографии настоящего «Поэта От Истории».
Владислав Бахревский в романе «Перовские» продолжает повествование о семье губернатора Оренбуржья – и где было бы это произведение, если не напоминало бы о связи времен и роли среды во взрослении лучших из лучших – поэтов, офицеров, государственников... Один из героев романа говорит о воспитанниках создаваемого Лицея:
- Будущее им загадано самое блистательное. Занявши высокие посты в государстве, они палок в колёса не станут совать друг другу, как делается у нынешних чиновников. Это будет семья. Все народят детей – и вот она, каста. Каста высоких духом государственников. Мы, дорогая, далеко заглядываем.
«Высоких духом!» К сожалению, современность нечасто учится лучшему из прошлого – если уж и говорить о подобных «кастах», то сейчас их представляют совсем далекие от чиновных занятий люди – редкие из редких, а потому особо ценные для общества персонажи сверхновой истории.
При «глобальном» прочтении, после окидывания взглядом всего корпуса текстов альманаха становится очевидно – редколлегия во главе с Натальей Юрьевной Кожевниковой самим подбором текстов для нового выпуска демонстрирует то, что называется «единством формы и содержания» - предложения, строки и строфы соседствующих произведений перекликаются, и работы участников семинара творческой молодежи «Мы выросли в России» показывают стремление авторов перерасти юношеское видение жизни, обрести опыт и с ним мудрость – вырасти в ту самую «касту». Пока всероссийски известная поэтесса Диана Кан в стихотворении «Колокол» говорит «...и захочешь лучше стать, высоким звоном осенён», ей вторит Анастасия Устинова: «...поэзии выдох молитвенный, неподвластный земным искушениям», а Полина Пороль подытоживает: «...каждый день уходящий для нас что-то значит, кто-то звуки знакомых молитв произнес». Вера, на которую опирается разум. Чувственность, руководимая интеллектом. Осознание, что именно сейчас происходит в стране и мире и попытка определиться с выбором, как участвовать в жизни общества. Правда, не все авторы настроены на встраивание в мир, есть и уход от него (Василий Попов): «Этот мир мне стал неинтересен, ни с его великою борьбой, ни с тобой, что для народа тесен, призрак, именуемый толпой», но и он приводит к Свету: «Видишь, Бог к тебе идет с небес».
Но если бы все было так просто, и «каста» росла и ширилась!
- Вы будете достойны жизни. Если вы считаете, что это жизнь должна быть достойна вас, у вас с ней ничего не получится, потому что вы пришли в этот мир на время и из него уйдёте, а жизнь пойдёт дальше. Так что решать вам. Всего за двенадцать занятий я научу вас быть податливыми и гибкими, гибкими по жизни. Всего лишь тридцать тысяч рублей за прекрасное будущее.
Это из рассказа Антона Горынина, участника семинара. Да, в современном обществе «кастой» становятся ученики бизнес-коучеров и выпускники курсов начинающего мошенника – пока мы отмахиваемся «Каждый зарабатывает как может!» Но строки молодой поэтессы Светланы Поповой кричат сквозь уныние и отчаяние: «...тянет к небу ввысь еще сильней ...Я всё-таки попробую летать».
Попутного ветра под крыло вам, авторы «Гостиного двора»!
Ясности разума на опоре крепкой веры!

Прочитано 69 раз Последнее изменение Среда, 15 Март 2017 22:51

Оставить комментарий

Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены