«Сердце любит, сердце верит, значит, будем дальше жить»

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

ОБЗОР АЛЬМАНАХА «ГОСТИНЫЙ ДВОР» № 43

Номер открывается отрывком из незаконченной повести Сергея Фролова «Волк». Это своего рода новелла о любви, о прощании с первой любовью, у которой (так складываются обстоятельства) не будет, не может быть продолжения. Но любовь эта чистая, нежная, трепетная была, и героине рассказа очень трудно поверить в её потерю и запросто расстаться с человеком, который подарил ей лучшие минуты жизни.

Этот отрывок из произведения Сергея Васильевича – очень напряжённое и пронзительно горестное повествование. Чего стоит только многоговорящая сцена встречи героев с волком, когда Анюта готова просто умереть за любимого человека. В рассказе так много чувства, недосказанности и муки расставания, что, прочитав, долго не можешь успокоиться и всё домысливаешь и всё придумываешь более счастливую концовку...

Альманах продолжает и тему 270-летия г. Оренбурга.
Её открывает очерк Станислава Смирнова «Оренбург-крепость – образец русского градостроительства XVIII – го века».
Название этой работы говорит само за себя. В ней представлена подробная история строительства на огромной территории Киргиз-кайсацкой орды нового города. Градостроительство должно было быть осуществлено на основе совершенно новых архитектурных принципов, которые в XVIII-ом веке стали частью грандиозных реформ Петра Первого. Таким образом, Оренбург строился ( в отличие от городов допетровской эпохи) по «заранее умышленному» и высочайше утверждённому плану города. Сначала возводились крепостные сооружения: вал, ров, бастионы, куртины, крепостные ворота и пр.».
По замыслу основателей «город Оренбург своим внешним обликом должен был «олицетворять мощь русского государства». «Оренбург, – пишет автор, – строился по образу и подобию Петербурга и воплощал в себе лучшие черты русского градостроительства XVIII-го века. Оренбург должен был стать «окном в Азию», военным форпостом России на юго-восточных рубежах государства. Именно такой уникальный город был построен...
«Архитектура старинных городов поистине предстаёт как «каменная летопись мира». «В настоящее время на Западе просто «трясутся» над своим культурным наследием». Иное дело у нас... Автор с грустью пишет о том, что в прошлые годы в историко-архитектурном наследии Оренбурга утрачено очень многое.
Больно читать, что «XVIII век стал тем кратким мигом истории, когда Оренбург был по-настоящему великим городом, а Оренбургская губерния во время жизни П.И.Рычкова была действительно великой губернией России. Вследствие разных причин геополитического характера, Оренбург ни в XIX, ни в XX веках так и не стал «окном в Азию» и постепенно превратился в заурядный провинциальный город».
«Идеология ничем не ограниченной наживы в современном строительстве приводит к систематическим нарушениям градостроительного законодательства», от чего непоправимо страдают объекты культурного наследия, – с горечью констатирует автор работы.
Несомненного внимания заслуживает и работа А.Кокшарова «Главная опора в жизни и служении И.И.Неплюева» (к 320-летию со дня рождения).
Автор напоминает читателям альманаха «Гостиный Двор», что И.И.Неплюев – один из первых и один из самых достойных «птенцов гнезда Петрова». Его воспитанники явили собой образцы российских чиновников, пронёсших через всю жизнь заветы Петра: всем сердцем и всем тщанием служить пользе Отечества.
Две замечательные работы о выдающихся поэтах, связанных с нашим краем, думается, интересны каждому.
Это, в первую очередь, очерк доктора педагогических наук, профессора кафедры русской литературы ОГПУ Аллы Георгиевны Прокофьевой «Первый литературный музей в Оренбурге». Алла Георгиевна много лет преданно служит делу литературного просветительства оренбуржцев. Вышеназванная её работа посвящена 180-летию ярчайшего события, замечательно сказавшегося на дальнейшей жизни нашего города – приезда в наш город А.С.Пушкина осенью 1883года.
«Вот почему радостным оказался для оренбуржцев день 22 мая 2013 года, когда в Оренбургской областной библиотеке открыта была Пушкинская комната, прообраз оренбургского литературного музея, – пишет автор. « Комната эта с камином, оформлена со вкусом под старину, украшением её являются портреты писателей, прижизненные произведения А.С.Пушкина, скульптура Н.Г.Петиной «Пушкин и Даль»
Работа А.Г. Прокофьевой сопровождается интересными фотографиями В.Баклыкова, которые говорят сами за себя.
Вторая публикация посвящена 270-летию Г.Р.Державина.
«Умом громам повелеваю» – так названа дополненная новыми материалами и размышлениями Валерия Кузнецова глава из его литературоведческой книги «Я посетил места».
По крупицам собран Валерием Николаевичем образ одного из самых блистательных представителей XVIII века. И это случай, когда поэт и гражданин равновелики. Державин в очерке В.Кузнецова поражает и творческим масштабом, и масштабом незаурядной личности, её восхитительной человеческой надежностью.
Державин – это образец человека, умело сражающегося с самыми невероятными обстоятельствами, которые чинит ему судьба.
«Судьба Державина, как могучее дерево на высоте, притягивала молнии бытия, – жизнь его вся «в частых, скорых и неожиданных переменах фортуны».
Державин – это честность поступков, мужество духа и отношение к слову, как к воплощению истины.
Литературоведческие работы В.Кузнецова – продолжение культурной эстафеты, принятой им от Н.Е Прянишникова. Используя новые открывшиеся возможности дописать, дополнить хрестоматийно известные портреты писателей-классиков, так или иначе связанных с Оренбургским краем, приблизить их к восприятию сегодняшним читателем – вот цель книги В.Кузнецова.
Автор хочет напомнить читателям о людях, которые «оставили после себя живое горение мысли, страстные убеждения, и этот творческий след не может не воздействовать на выбор пути будущих поколений».
«Есть и ещё немаловажный повод обратиться к миру подвижников культуры – наши великие писатели жили, дышали воздухом народного слова. Родной язык – не только средство общения, это родовой знак, народная судьба».

Раздел «Наша гостиная» альманаха представляет новые рассказы уже известного читателям талантливого прозаика из города Электросталь Василия Килякова. Тема рассказов «Знак» и «Кризис» – память войны. Казалось бы, так много уже сказано и написано о войне. Но нестоящее на месте время и новые политические реалии убеждают нас в том, что не вспоминать, снова и снова не напоминать о той войне и её конкретных реалиях – не просто пагубно, а, без преувеличения, смертельно опасно.
Память о войне у каждого своя. Бывают воспоминания героического порядка. Таких написано немало. Бывают – иные. За ними, немыслимо горькими и страшными, настоящая трагедия человеческой души. «Ломались судьбы, кости, семьи, спасали мир, спасали страну». «Показная героическая сторона осталась в литературе, в газетах. Страну отстаивали тяжело, победу собирали по крупицам».
Размышляя о тяжёлых, подчас трагических моментах жизни своих героев, писатель задаётся неотступно преследующим его сознание вопросом:
«...за что же, за какую страну воевали, голодали, стаханили все эти люди и кому досталась та страна, которую так жёстко ограждали законами «от 32-го года? И где теперь та страна»?
Тогда, – пишет автор, – «всем было ясно, что всё то, что собрано с таким трудом, с кровью, с потом и болью – мы не отдадим никогда и никому!»
А сейчас, хочется спросить, сейчас, через 70 лет после Победы, это понятно? И всем ли ?

Замечательны поэтические страницы этого выпуска альманаха. Всегда по-хорошему удивляет и радует раздумчивое, духовно наполненное и взыскательное к человеку творчество орского поэта Владимира Шадрина. Восхищает глубина его мысли, многообразие чувств и образов. Хочется сказать о нем его же словами:

«Что движет им: безумье
                              иль прозренье?
Мне не понять. Но верно знаю я -
Весь устремлен к мирам необычайным
Поэта дар не может быть случайным.
И потому – Господь ему судья!».

Настоящая поэзия должна волновать, возвышать душу, дарить надежду. Именно такие чувства вызывают у читателя альманаха стихи, увы, так рано ушедшего, талантливейшего русского поэта Николая Дмитриева. Читаешь их и с давно забытым наслаждением радостно осознаёшь: нет, не перевелись ещё поэты на Руси!
Это же чувство не покидает и при знакомстве с ностальгически светлым творчеством Николая Алешкова из Набережных Челнов. Благодарность краю, в котором живёт, стране, которая научила и дала возможность любить, жить достойно, радоваться настоящей радостью. И потому так понятны для каждого, кто с поэтом из одного поколения, строки:

«Я останусь в двадцатом веке,
В двадцать первом я лишь умру».

Стихи Н.Алешкова не просто радуют, а, напоминая об истинных ценностях жизни, согревают душу.

«Сердце любит, сердце верит,
Значит, будем дальше жить».

Слово о поэзии логично закончить материалом о ещё одном поэте – уже оренбургском. Это и поэт, и главный редактор «Гостиного Двора» Наталья Юрьевна Кожевникова. Известный воронежский критик Вячеслав Лютый посвятил её творчеству свою высокопрофессиональную работу «Терновник».
«Терновник» по сути открывает широкому кругу читателей тонкого и нежного поэта, «большого мастера, наделённого живописно цепким глазом», «высокое одиночество» которого так естественно и так справедливо « расположено в пространстве драгоценной художественности», « в подлинно идеальной литературной сфере».

Прочитано 1075 раз Последнее изменение Понедельник, 07 Март 2016 19:00

Оставить комментарий

Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены