Альманах Гостиный Двор - Бородинские солдаты
Пятница, 21 Декабрь 2012 17:59

Бородинские солдаты

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Казалось бы, кроме созвучия, в фамилии Виталия Бородина нет ничего общего со знаменитым сражением. Но может быть, всё-таки не случайно появилась его коллекция оловянных солдатиков времён Отечественной войны 1812 года?

В год двухсотлетия Бородинского сражения мы заглянули в музей Славянского базара «Казачий», где хранятся творения Виталия – драгуны, гусары, егеря, гренадеры, кирасиры.
Виталию пятьдесят, и страсть эта у него, можно сказать, с детства. В те годы у многих мальчишек имелись свои армии. Правда, в ходу тогда были солдатики из пластмассы. У маленького Виталика их насчитывалось не очень много. Во всяком случае, так ему казалось. И он пополнял свои войска матросами и красноармейцами, которых лепил из пластилина. Так продолжалось до пятого класса, пока в программе не появился урок истории. Цветные иллюстрации к войне 1812 года, которые учительница вывешивала на доске, поразили мальчишку до глубины души. Виталий понял, что кроме советской были и другие армии и формы. Так в коллекции стали появляться солдаты Отечественной войны 1812 года.
В конце восьмидесятых одна из общественных организаций начала проводить в Москве выставки военно-исторической миниатюры. В столице Виталий проездом бывал часто, охотно посещал эти выставки, приглядывался. Это помогло ему делать свои работы более профессионально. Позже ему довелось познакомиться с мастерами по изготовлению этих фигурок, и уже они делились с ним опытом.
А в 1992 году его самого пригласили поучаствовать в международной выставке. С тех пор он делает это регулярно и занимает исключительно призовые места. В 2004-м привёз на московскую выставку фигурки оренбургских казаков и занял первое место. Сейчас в его коллекции представлены почти все виды казачьих войск. И это понятно, ведь сам Виталий носит звание есаула оренбургского казачьего общества «Славянское».
С его атаманом – Юрием Бельковым мастер познакомился несколько лет назад, ещё во время открытия памятника оренбургскому казачеству.
Виталий Бородин по образованию юрист, работал экспедитором и в охране. Но нашёл себя именно в изготовлении военно-исторической миниатюры. Его фигурки пользуются спросом у коллекционеров. Часто он изготавливает их и на заказ. Это приносит не только душевное удовлетворение, но и небольшой заработок. К сожалению, последователя у него пока нет, учеников хватает ненадолго.
У Виталия сегодня много дипломов и других наград. В его коллекциях форма воинов до мелочей повторяет настоящую. Для этого мастер скрупулёзно и долго изучал исторические материалы.
Сейчас Бородин работает над созданием виньетки: единорога – гладкоствольного артиллерийского орудия, применявшегося когда-то в русской армии, и стоящего рядом с ним артиллериста. Композиция виньетки должна содержать не более двух фигурок. «На Хиву», «Перед атакой», «1812 год» – особо заметные его работы. Герои последней – партизаны знаменитого Дениса Давыдова. Взяться за неё Бородин решил тогда, когда узнал, что в этом отряде было немало оренбургских казаков. А два года тому назад мастер побывал в Красноусольске, где впервые увидел икону Табынской Божьей Матери. Это подвигло его на работу «Крестный ход».
В девяностых годах Бородин ещё вёл подсчёт своих работ, регистрируя их в специальном альбоме, но на пятисотом экземпляре сбился.
Каждый экспонат – определённое историческое событие. На «Парижские тайны» ушло около двух месяцев и двадцать восемь деталей. Работу «На Хиву» мастер готовил полгода. Каждая фигурка в тридцать раз меньше оригинала – это общепринятый стандарт. Сложнее всего, рассказывает Виталий, делать гусаров. У легковооружённых всадников красивый и сложный по исполнению мундир. Технология изготовления фигурок непростая.
Сначала обычная медная проволока превращается в каркас. Затем идёт лепнина из специального материала. Есть ещё ряд сложных процедур. В завершение мастер покрывает работы специальной акриловой краской. Самый подходящий материал для этого – «Magic Sculpt» – очень дорогой и не совсем доступный, говорит умелец. Вообще процесс долгий и муторный. Сегодня изготовить такую фигуру в одиночку непросто, многие мастера в стране кооперируются в группы. Кто-то отвечает за лепнину, кто-то за покраску. Виталий же от начала и до конца делает всё сам. Для своих фигурок он заказывает только деревянные подставочки в столярных мастерских.
Его ходовые инструменты – надфиль, зубочистки, иголки. Сам Виталий Александрович называет себя затворником, проводит за работой дни и ночи, не замечая никого вокруг, пока не доделает задуманное до конца. Жена Елена и сын Леонид к этому давно привыкли. За четверть века кропотливого труда у Виталия сильно село зрение. Зато некоторые экспонаты поражают экскурсантов до глубины души. Например, работа «1914 год», в которой жена провожает казака на войну.
Так простое детское увлечение переросло в искусство. Что-то необъяснимое тянет к этим маленьким солдатикам и малышей, и взрослых. Его коллекция не просто радует глаз окружающих, но даёт великий простор для воображения, особенно у юных посетителей музея, пробуждает в них глубочайший интерес к делам давно минувших дней.

Прочитано 1113 раз
Корсунов Роман

Роман Александрович Корсунов родился в 1988 году в городе Петропавловске Северо-Казахстанской области (Казахстан). Окончил филологический факультет отделения журналистики Оренбургского государственного педагогического университета. Работал в ГТРК «Оренбург» ведущим службы тематических программ ТВ и РВ. В настоящее время – журналист областной газеты «Оренбуржье».

Другие материалы в этой категории: « Счастливая замужем
Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены