Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/administrator/components/com_sh404sef/sh404sef.class.php on line 410

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 155

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 157

Warning: Illegal string offset 'defer' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 159

Warning: Illegal string offset 'async' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 163
Альманах Гостиный Двор - Оренбургская целина Ивана Бровкина

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596
Воскресенье, 05 Август 2012 13:59

Оренбургская целина Ивана Бровкина

Автор 
Оцените материал
(6 голосов)

В 1955 году на экраны страны вышел художественный фильм «Солдат Иван Бровкин». Это было комичное повествование о молодом деревенском парне, который не мог приспособиться ни к какой работе. Взял его на поруки колхозный механик Захар Силыч, стал обучать вождению автомобиля. Дело вроде бы пошло на лад, но как-то, проезжая через мост, загляделся Бровкин на девчат да и ухнул с автомашиной прямо в реку. И просто облегчением было для всех, что Ивана призвали в армию. О том, как из непутёвого деревенского парня Советская армия сделала настоящего человека, и рассказывал фильм «Солдат Иван Бровкин».

Зрителям полюбились герои кинокартины в исполнении замечательных артистов Михаила Пуговкина, Татьяны Пельтцер, Семёна Блинникова, Веры Орловой, Евгения Шутова. Но более всего пришёлся по душе главный герой фильма Иван Бровкин. Эта роль стала дебютом в кино молодого артиста МХАТа Леонида Харитонова. На киностудию имени Горького в адрес режиссёров И. Лукинского и Б. Каневского, драматурга Г. Мдивани и актёров стали поступать тысячи писем, авторы которых просили продолжить историю героя. Многие так и спрашивали: «Где сейчас находится Бровкин?», воспринимая его как живого, существующего на земле человека, а не как героя художественного фильма.
Нетрудно было предугадать ход мысли создателей кинокартины, если вспомнить, какое это было время – середина 50-х годов прошлого столетия. Набирала обороты легендарная целинная эпопея – тысячи молодых людей по призыву комсомола устремились на неосвоенные земли Казахстана, Алтая, Оренбуржья. Вполне закономерно, что среди них оказался герой полюбившегося зрителям фильма Иван Бровкин, прошедший хорошую школу воспитания в армии. Осенью 1957 года драматург Г. Мдивани побывал в Адамовском районе нашей области, познакомился с жизнью и бытом целинников, изучил множество характеров, различных судеб людей, одержимых жаждой нового, романтикой созидания. Всё это он постарался вложить в свой сценарий «Иван Бровкин на целине». Демобилизовавшись из армии, наш герой отправляется на передний край борьбы за хлеб. Вместе с ним на освоение целинных земель едет невеста Захара Силыча Полина Кузьминична и сотни незнакомых им молодых людей. Позже приезжает на целину и Захар Силыч, чтобы увезти оттуда свою невесту, но, покорённый размахом работ, так и остаётся на целине.
Местом съёмок нового фильма был выбран совхоз «Комсомольский» Адамовского района. «То, что мы увидели на центральной усадьбе этого хозяйства, – вспоминал впоследствии режиссёр Б. Каневский, – нас поначалу смутило и обескуражило. Мы знали, что на целине выросли посёлки, дома, школы и больницы, но тут мы увидели красивый, городского типа посёлок. Опасались, что зрители примут его за искусную декорацию».
Здесь нужно вспомнить добрым словом первого директора совхоза «Комсомольский» Героя Социалистического Труда Михаила Григорьевича Голованова. Под его руководством большой и дружный коллектив новосёлов освоил 30 тысяч гектаров целинных земель и в короткий срок построил современный посёлок. На Всесоюзном конкурсе по строительству и устройству целинных совхозов «Комсомольский» занял первое место. Когда съёмочная группа прибыла в совхоз, на центральной усадьбе асфальтировали улицы, монтировали их освещение, строили добротный клуб. Узнали об этом в Министерстве культуры и решили, что всё это затеял съёмочный коллектив. Из Москвы последовал окрик: «Что за самовольство, кто позволил расходовать деньги на непредусмотренные работы?» Пришлось объяснять, что работы производит совхоз своими силами в соответствии с планом благоустройства посёлка.
Такая колоритная личность, как Михаил Григорьевич Голованов, не могла не привлечь внимания исполнителя роли руководителя совхоза (по фильму он Барабанов) народного артиста РСФСР К. Синицына, кстати, работавшего тогда в Орском драматическом театре. Артист решил познакомиться с настоящим директором, чтобы лучше представить себе ту роль, которую он должен играть. Пошёл к нему на квартиру, и там произошло неожиданное. Директор и артист бросились друг другу в объятия. Оказывается, они были знакомы ещё по Сталинградской области, где один руководил совхозом, а другой играл на сцене.
Стремлением как-то «оживить», приблизить образ Ивана Бровкина к жизни был озабочен и артист Леонид Харитонов. Он признавался, что если ему что-то удалось, то только при помощи и благодаря знакомству с настоящими покорителями и тружениками целины. Ведь рядом с массивом, где «пахал» целину его герой, доблестно трудились комсомольско-молодёжные бригады Виктора Харитонова, Степана Ширкунова, Алексея Леонтьева. А на соседнем отделении  колесил по целинным дорогам настоящий, а отнюдь не киношный водитель Иван Бровкин.     
Съёмочному коллективу, состоявшему из 60 человек, большую помощь оказала молодёжь области. На предприятиях и в учебных заведениях были отобраны более ста юношей и девушек, в основном участников художественной самодеятельности. Они охотно поехали на целину и приняли участие как в массовых сценах, так и в отдельных игровых эпизодах фильма. Когда российское телевидение в очередной раз показывает «Ивана Бровкина на целине», некоторые, теперь уже немолодые оренбуржцы узнают себя, юных, в таких сценах, как свадьба Захара Силыча и Полины Кузьминичны, прилёт на целину матери главного героя, демонстрация бригадой Бровкина модных костюмов, пошитых в совхозном ателье, и т.д. Кстати, вся бригада Ивана Бровкина была укомплектована оренбургскими рабочими заводов машиностроительного и «Автозапчасть».
Незабываемое лето 1958 года, когда снимался фильм, стало судьбоносным для студента сельхозинститута Виктора Афанасьева и учащейся музыкального училища Светланы Клейнерман. На киносъёмках они познакомились, полюбили друг друга и через два года сыграли свадьбу. Двадцать пять лет спустя супруги Афанасьевы пришли на концерт приехавшего в Оренбург заслуженного артиста РСФСР Л.В. Харитонова. Во время встречи за кулисами показали актёру старые фотографии, запечатлевшие создателей фильма «Иван Бровкин на целине» среди молодых оренбуржцев, участников тех давних съёмок. Леонид Владимирович, увидев себя на снимках, с грустью произнёс: «Это моя молодость…» Талантливый актёр, создавший на сцене МХАТа множество запоминающихся образов, он остался в памяти народной прежде всего как исполнитель роли бесшабашного русского парня, одного из тех, на ком испокон веков  – и в мирные дни, и в лихолетье – держалась наша земля.
Свою причастность к целинной эпопее, к Оренбуржью не забывали и другие исполнители ролей в фильме об Иване Бровкине. Осенью 2001 года в нашей области проходил фестиваль российского кино, почётным гостем которого был народный артист СССР М.И. Пуговкин. На встречу с ним в кинотеатр «Русский молот» прибыла целая делегация первоцелинников из того самого «Комсомольского», именуемого теперь закрытым акционерным обществом. Из сидевших в первом ряду ветеранов Михаил Иванович сразу  же признал Героя Социалистического Труда Г.К. Железняка: «Отец наш родной, кормил и поил нас, когда фильм «Иван Бровкин на целине» снимали!» И рассказал, как Григорий Карпович, будучи тогда главным ветврачом совхоза, всячески содействовал съёмкам, опекал артистов, заботился об их питании. Со смехом вспоминали о бытовавшем в те годы «сухом законе», о том, как за «горючим», без которого съёмка не съёмка, приходилось ездить на границу с Казахстаном и привозить его, спрятав в кузове с пшеницей. «Хоть прошло сорок лет, но вы и сейчас молодец хоть куда и такой же весёлый, – говорили адамовцы Пуговкину. – Для нас вы навсегда останетесь нашим Захаром Силычем».
Среди тех, кто вместе с кинематографистами воспел героический труд целинников, нельзя не вспомнить замечательного советского поэта-песенника А.И.Фатьянова. Его имя особенно дорого оренбуржцам, ведь в годы Великой Отечественной войны Алексей Иванович служил в ансамбле красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа, базировавшегося в тогдашнем Чкалове. Здесь в содружестве с композитором В.П. Соловьёвым-Седым он создал целый ряд военных песен, в том числе ставшую знаменитой «На солнечной поляночке».
После войны вся страна распевала написанные на слова А.И. Фатьянова песни из кинофильмов «Небесный тихоход», «Свадьба с приданым», «Весна на Заречной улице», «Дом, в котором я живу». Неслучайно поэтому создатели фильмов об Иване Бровкине обратились именно к нему и композитору Анатолию Лепину с просьбой написать песни, которые отражали бы образную суть творческого замысла. Нежная и лиричная мелодия «Ромашка моя» сделала необычайно популярным киногероя Леонида Харитонова, а звонкая и задорная песня «Степи оренбургские» стала настоящим гимном целинников. Многие годы её с неизменным успехом исполнял Оренбургский государственный русский народный хор, грампластинки с её записью разошлись по всему Союзу.       

CТЕПИ ОРЕНБУРГСКИЕ
Музыка А. Лепина 
Слова А. Фатьянова

Ой, зарницы-озорницы
Разыгралися вдали.
И шумит вдали пшеница,
Там, где были ковыли.
Прилетайте, соловушки курские,
И для вас у нас хватит зерна.
Степи, степи оренбургские,
Неоглядная целина.

Назначай свиданье, Ваня,
При сияньи ясных звёзд.
Жаль, что бегать на свиданье
Нужно сорок восемь верст.
Только всё же тропиночка узкая
В море хлеба легла, чуть видна.
Степи, степи оренбургские,
Неоглядная целина.

Не видал никто вовеки,
Чтоб в степи, где пыль одна,
Потекли повсюду реки,
Реки, полные зерна.
Стала близкой нам дальняя русская,
Неизведанная сторона.
Степи, степи оренбургские,
Неоглядная целина.

Прочитано 6114 раз
Коннов Иван

Иван Глебович Коннов родился в 1945 г. в с. Ивановка Асекеевского района. После службы в армии окончил Оренбургский педагогический институт. Преподавал русский язык и литературу в одной из бузулукских школ, работал в партийных органах, в областном киновидеообъединении.
Работал в аппарате губернатора и правительства области. Член Союза писателей России. Автор многочисленных газетных и журнальных литературно-краеведческих очерков, лауреат областной Аксаковской премии за лучшую первую книгу «Течёт река Самарочка» (2001 г.), премии альманаха «Гостиный Двор» имени Валериана Правдухина (2008). Живёт в Оренбурге.

Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены