Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/administrator/components/com_sh404sef/sh404sef.class.php on line 410

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 155

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 157

Warning: Illegal string offset 'defer' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 159

Warning: Illegal string offset 'async' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 163
Альманах Гостиный Двор - Пятьдесят лет вдохновения

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596
Суббота, 04 Август 2012 18:05

Пятьдесят лет вдохновения

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

ЮБИЛЕЙНО-НЕЮБИЛЕЙНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ

(Литобъединению имени В.И.  Даля – 50)

Истина, как известно, познаётся в сравнении. Достаёт ли только нам времени и досуга для того, чтобы сравнивать? Скажем, с точки зрения человеческой, пять десятилетий – путь изрядный. Ну-ка одолей! А с точки зрения тысячелетней русской литературы? Вы спросите: ну, зачем же так? А как, спрошу я вас, по-иному? Как, если мы мним себя участниками литературного процесса, который начинается где-то там, в невообразимой временной дали, от митрополита Иллариона, и уходит куда? Куда-то… А куда именно, нам знать не дано. И всё-таки пять десятилетий!

Конечно же литобъединение могло появиться на свет только тогда, когда страна ощутила, что время усатого идола закончилось. Некоторые из коллег-сочинителей сегодня ищут в тех арестных временах некие нравственные и смысловые идеалы. Но вспомним: самим своим именем (первоначальным) литобъединение им. Героя Советского Союза Мусы Джалиля обязано Времени. Муса был в плену, а потому – враг, согласно извращённой логике вождя и учителя, и лучшего друга всех физкультурников, дорогого Иосифа Виссарионыча. И может ли собрание молодых талантов, или мнящих себя таковыми, быть имени Врага?!
«Он вернётся, без вести пропавший, он вернётся поздно или рано, он восстанет, словно лист опавший, выйдет из косматого бурана» – писала тогда одна девочка-веточка. Она и другие таланты и талантища были молоды, счастливы и твёрдо знали, что Гена  Хомутов (Ах, простите, Геннадий Фёдорович, за фамильярность) сумеет отличить хорошее от плохого и плохому не научит (портвейн «Южнобережный» не в счёт). Тем более, что сам  Геннадий Фёдорович был Поэт и писал стихи, которые не публиковали. Они были как бы запрещёнными. Как, впрочем, не публиковали многое из того, что читалось на заседаниях литобъединения. Рукописи порой уплывали за тяжёлую резную дверь главреда «Комсомольского племени» (вымени-стремени) Маргана Мерзабекова, но, как писал классик: «Редкая птица долетит до середины Днепра». И правильно. А в неудобной, проходной комнатке редакции, пунцовея от смущения, и оттого делаясь ещё более рыжим, тенором выпевал свои первые рассказы Ванечка Уханов, уже тогда прорезал басовитые нотки Пётр Краснов, волнуясь безмерно, свои стихи взахлёб проговаривали Юра Орябинский и Володя Одноралов, Валера Кузнецов, две Надечки: Емельянова и Кондакова, Ольга Черёмухина, задумчив не по годам, внимал им из угла комнаты Игорёк Бехтерев, готовясь поведать своё, заветное… И ещё, и ещё… Как говорится: «Нас было много на челне…». И мы плыли по лирическим волнам, представленные как бы сами себе. Впрочем, забота о нас, многогрешных, со стороны компетентных и уполномоченных на то органов была. Как правило, в дни наших встреч, проходивших вечерами, засиживался в редакции один славный человечек, который вскорости перешёл на работу в здание, стоявшее наискосок от редакции «Племени-вымени-стремени».
А Геннадий Фёдорович Хомутов знал своё дело крепко. Он горячо и убеждённо втолковывал нам, бестолковым, что писать надо так, как пишут Леонид Мартынов, Борис Слуцкий, Николай Анциферов А вот, как пишут евтушенко-вознесенско-рождественские – нельзя. И ведь взаправду нельзя. И потому спасибо вам, Геннадий Фёдорович, за науку. Потому что «каждый пишет, как он дышит, не желая угодить». Вы правы: литературное эпигонство – быть может, худшее из эпигонств. Но не менее страшно  прокрустово ложе групповщины и кнутобойство так называемых критиков. Это сейчас Владислав Бахревский пишет, что стихи Геннадия Хомутова о военном детстве надо печатать в школьных хрестоматиях. Однако вдумаемся: сама судьба поэта Геннадия Хомутова, замолчавшего как поэт в шестидесятые годы, – хрестоматийный пример трагедии творческой личности, растоптанной литературоведами в штатском и теми братьями-писателями (вечный им покой), что занимали в своё время генеральские посты в оренбургском писательстве. С той поры прошло несколько десятилетий. Их «генеральские» погоны лежат и в музейной витрине. А где всё то, что было ими изваяно, начеканено, отлито в многопудье изданного?
Прошло пятьдесят лет. Многие из тех, кто посещал литобъединение в начальные годы его существования, ничего в литературе не сделали, как говорится, ни по-большому, ни по-маленькому. Некоторые смогли доказать, что их приход в русскую словесность не случаен. Впрочем, окончательные итоги определяют не литературные отличия, раздаваемые современниками, а ВРЕМЯ. Будем надеяться на его милосердие и станем уповать на то, что в литобъединение приходят и приходят новые и молодые дарования. Меленка вертится, мука мелется. Значит, и хлебу быть.

Прочитано 1403 раз
Рыков Павел

Павел Георгиевич Рыков родился в Москве в 1945 году. Окончил Московский государственный институт культуры. В Оренбурге – с 1975 года. Работал журналистом на областном радио и телевидении. С 1988-го по декабрь 2012 года руководил Государственной телерадиокомпанией «Оренбург». Ныне – главный редактор газеты «Оренбургская неделя». Поэт, прозаик, драматург. Член Союза писателей России. Лауреат многих международных и российских премий в области радио и телевидения, конкурса «Современная российская пьеса» в номинации «Драматургия добра» (2006), премии имени Валериана Правдухина альманаха «Гостиный Двор» (2010), региональной литературной премии им. П.И. Рычкова (2012), премии альманаха «Образ» (2013), губернаторской премии «Оренбургская лира» (2016).

Сайт: www.pavel-rykov.ru/
Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены