Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/administrator/components/com_sh404sef/sh404sef.class.php on line 410

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 155

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 157

Warning: Illegal string offset 'defer' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 159

Warning: Illegal string offset 'async' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 163
Альманах Гостиный Двор - Вся жизнь Мирхайдара Файзи была подвигом...

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596
Воскресенье, 18 Декабрь 2016 20:25

Вся жизнь Мирхайдара Файзи была подвигом...

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

В этом году исполняется 125 лет со дня рождения великого татарского драматурга Мирхайдара Мустафовича Файзуллина (псевдоним – Мирхайдар Файзи).

Жизнь Мирхайдара была сопряжена со многими переломными событиями начала прошлого века. Это и демократический подъём в результате буржуазной революции 1905 года, и слом патриархальных традиций, как следствие Октябрьской революции 1917 года, это и потери в Первой мировой войне, и драматизм Гражданской войны, голод и разруха двадцатых годов. По всем этим вехам шёл, не сгибаясь, этот скромный, интеллигентный человек, неся расцвет татарской культуры в те края, где ступала его нога.
Нигде не задерживался он надолго. Судьба ли поднимала его с места или беспокойная душа? Как бы то ни было, весь Южный Урал помнит и чтит Мирхайдара как своего героя. Это и Орск, где Мирхайдар учился в медресе Габдуллы Магази и начинал свою театральную деятельность. Это и Оренбург, где впервые была осуществлена постановка музыкальной драмы «Галиябану» и откуда она начала своё триумфальное шествие по стране. Кстати, Орск мог бы побороться за первенство в этом вопросе. Но, у оренбуржцев есть неоспоримое преимущество. У них есть театр имени Мирхайдара Файзи. Как бы то ни было, пьеса «Галиябану» отмечает в этом году свой юбилей – 100 лет со дня написания и первой постановки. Она по сей день считается непревзойдённым образцом татарской музыкальной драмы, основоположником которой является её автор. «Галиябану» по сей день не сходит с подмостков Казанского академического театра им. Г. Камала, являясь его визитной карточкой. От него не отстаёт Оренбургский государственный татарский драматический театр имени Мирхайдара Файзи. В его репертуаре есть одна из самых драматичных пьес Мирхайдара Файзи, «Заблудшая душа». Все татарские театры России в этот юбилейный для драматурга год почтут его память посвящёнными ему вечерами. Вся жизнь Мирхайдара Файзи была подвигом. Он беззаветно и без остатка отдавал все свои силы делу просвещения татарского народа, несмотря на все тяготы и лишения, выпавшие на его долю.
Несмотря на весь драматизм его собственной судьбы, он всегда оставался человеком весёлым, готовым к преодолению любых трудностей и бед. Его чувство юмора помогало преодолевать несправедливость, царящую в мире, не падая духом идти дальше по жизни с высоко поднятой головой.
Именно Оренбургская губерния была свидетелем расцвета творческого дарования поэта и драматурга, увековечившего нравы, обычаи и традиции татарского народа, заселявшего в начале прошлого века эти края.
Города и деревни бывшей Оренбургской губернии – Оренбург, Орск, Уфа, Баймак, д. Юлук (ныне Юлуково), Темясово, Тубинск – места, связанные с именем Мирхайдара Файзи.
Мне приятно сознавать, что Мирхайдар Файзи любил ставшую мне родной Казань, которую считал колыбелью великого татарского писателя и поэта Габдуллы Тукая. А его колыбелью был г. Орск, именно там он родился как драматург, актёр и просветитель татарского народа.
Хранят ли память о великом сыне Южного Урала на его родине? На этот вопрос я пыталась найти ответ, обращаясь в краеведческие музеи Орска, Темясово, Баймака.
Мирхайдар Файзи родился в Орском уезде на хуторе Кукшель в 1891 году, прожил большую часть своей жизни в Оренбургской губернии (ныне некоторые из значимых для Мирхайдара Файзи мест входят в состав Башкирии). И именно в Башкирии Мирхайдар нашёл своё последнее пристанище.
Но обо всём по порядку.
В семье Мустафы Файзуллина было одиннадцать детей. Мирхайдар был младшим. В то время как его старшие братья уже нашли своё место в жизни, были преуспевающими предпринимателями, священнослужителями, имеющими свой приход, Мирхайдар видел своё будущее весьма туманно. Отец прочил Мирхайдару карьеру священнослужителя, по примеру его старшего сына Саетгаряя, служившего муллой в Казанской губернии. Сам Мустафа был управляющим у миллионеров Хусаиновых на хуторе Кукшель (50 км от Орска). У него были возможности дать детям хорошее образование. В десятилетнем возрасте Мирхайдар был отправлен в медресе Габдуллы Магази в Орске. Заканчивал же образование в Оренбурге в медресе Хусаинии. Не суждено было исполниться мечтам отца. Карьера священнослужителя не прельщала Мирхайдара. Не стал он и счетоводом. Брат Муртаза пытался приобщить Мирхайдара к работе кассира в своём магазине при мануфактуре. Но Мирхайдару и эта деятельность пришлась не по вкусу. На работе он скучал. Между тем, его привлекал театр. Несмотря на религиозные запреты принимать участие в лицедействе, Мирхайдар уже в 15 лет играл роль в спектакле, который ставила приезжая труппа. Ставилась пьеса Островского «В чужом пиру похмелье». Роль, исполняемая Мирхайдаром, была женская. Девушек до исполнения не допускали. Так состоялось боевое крещение Мирхайдара: с роли в женском платье. Это событие произошло в Орске. В Оренбурге, учась в медресе, Мирхайдар также с удовольствием принимал участие в любительских спектаклях, которые организовывала для своих детей жена Махмутгарая, брата Мирхайдара, в доме которого он жил во время учёбы. Таким образом, несмотря на религиозное обучение, Мирхайдар, нарушая все каноны академического шариата, знакомился с театральным искусством, находя в нём сферу приложения своему драматическому таланту. Уже в возрасте 14 лет Мирхайдар написал свою первую пьесу «Татарская свадьба», а в 18 лет опубликовал в газете «Идель» свои первые стихи.
Перемены в стране, произошедшие в результате первой русской революции 1905 года, всколыхнули самосознание творческой и учащейся молодёжи. Всех интересовало, что происходит в мире, в стране. Мирхайдар стал интересоваться периодикой, сам пробовать перо. В 1908 году появляются его первые статьи о проблемах медресе и жизни шакиртов (учеников) в Оренбурге.
Обучаясь в медресе вдали от дома, Мирхайдар очень скучал по родным.
Посещая родителей на хуторе Кукшель, Мирхайдар был очарован красотой родного края и самобытностью татарских народных песен, которые слышал на народных гуляньях в деревне Жюнэй, где жили его старшие братья. Мирхайдар начал записывать понравившиеся ему песни и присматриваться к деревенским обрядам. В них он находил особый драматизм. Любовь к татарской народной песне, обычаям и традициям татарских деревень он пронёс через всю свою жизнь, в дальнейшем используя их в своих произведениях.
В 1907 году отец Мирхайдара купил дом в Орске, куда семья и переехала. Этот дом сохранился. Недалеко здание медресе Габдуллы Магази, в котором учился Мирхайдар. На обоих – мемориальные доски в память о драматурге. В краеведческом музее бережно хранятся детская тюбетейка Мирхайдара и семейное фото 1912 года.
К двадцати годам Мирхайдар уже пользовался авторитетом среди молодёжи Орска, слывя поэтом и переводчиком, музыкантом (он играл на мандолине, гармони), был актёром и режиссёром. В этот период вышел его первый сборник стихов «Среди цветов». Мирхайдар организовал в Орске первые любительские драматические кружки, переводил с русского пьесы для детей (Клавдии Лукашевич и Соловьёвой-Несмеловой), писал комедии в сатирическом ключе, собирал по крупицам жемчужины песенного фольклора татар, классифицировал и обрабатывал народные песни.
Писатель не упускал случая воспользоваться записной книжкой, которая всегда была у него в кармане. Даже на призывном пункте, в 1913 году в Орске, когда он был подвергнут рекрутскому набору, Мирхайдару удалось записать несколько песен, которые пел один из призывников.
В 1913 году Мирхайдар составил сборник народных песен «Моя душа» и написал музыкальные драмы «Праздник в деревне» и «Галиябану». Он считается основоположником жанра татарской музыкальной драмы.
В 1913 году вышел очередной сборник стихов поэта, поставлена трёхактная драма «Проказы судьбы».
Шла Первая мировая война. Её отголоски докатились до Орска. Возвращались раненые и пленные. Госпитали были переполнены. Переживания Мирхайдара по поводу последствий кровопролитной войны нашли своё отражение в его творчестве.
В 1914 году им написана 4-актная пьеса «Кызганыч» («Жалкие»). Сбор от 4-х спектаклей был передан в фонд помощи раненым.
Наступил 1917 год. Вряд ли теперь кто-то с уверенностью может сказать, насколько искренне драматург поддерживал революцию. У Мирхайдара была тысяча причин относиться к ней менее восторженно, чем принято считать: это и раскулачивание родных, и смерть брата Саетгаряя, и необустроенность и нищета собственной жизни, невозможность создать семью.
Занимаясь литературным трудом, Мирхайдар практически не имел дохода. Гонорары за опубликованные пьесы и поставленные спектакли по его пьесам часто не выплачивались. Книги издавались по непроверенным рукописям, без разрешения автора, с непонятными ему пропусками целых страниц. Видимо, это был результат пролетарской цензуры. Так же можно судить по постановкам его произведений: мы знаем только «Галиябану». Другие его пьесы не менее талантливы, но далеко не всё творчество Мирхайдара подходило для советской сцены. Хорошо бы кому-нибудь из исследователей творчества Мирхайдара Файзи взглянуть на его наследие с этой позиции. Возможно, найденный материал будет даже интереснее современному зрителю, чем знакомая нам история любви девушки Галиябану к бедному юноше Халилу.
В 1917 году Мирхайдар работал в земской управе в отделе просвещения в г. Орске. Он был помощником администратора по хозяйственной части. Там же он вёл курсы молодых учёных.
В Орске у Мирхайдара была любимая девушка Гульчахра Бурнаева. Он писал ей лирические стихи в альбомы. К несчастью, в 1918 году она умерла.
В том же году Мирхайдар вынужден был покинуть родных. Написав пожелания в альбомы племянниц, Мирхайдар отправляется поднимать культуру села.
Есть на Южном Урале местечко, жители которого гордятся тем, что именно в их селе жил и работал великий татарский писатель. Это деревня Юлук. С трепетом хранят они память о нём. Имя Мирхайдара Файзи носят центральная улица деревни и школа. Возле библиотеки обелиск с мемориальной доской. Именно жизнь в деревне Юлук Мирхайдар назвал самым счастливым временем своей жизни. Юлукцам есть чем гордиться. Именно там жили люди, ставшие его самыми близкими друзьями, именно там он был счастлив...
А начиналось эта история так.
Тюрко-татарский отдел культуры Орска направил Мирхайдара в деревню Юлук Оренбургской губернии, ныне д. Юлуково Гафурийского района Республики Башкортостан, где он должен был руководить работой читального зала. В деревенской библиотеке насчитывалось несколько сотен книг на татарском языке. Но они находились в беспорядке, и часто библиотека бывала закрытой. Мирхайдар организовал работу театрального кружка, чтобы привлечь людей в библиотеку, проводил громкие читки книг, ставил пьесы силами трудящейся молодёжи и вёл литературные кружки в мужской и женской школах. Для женщин и мужчин спектакли показывались в разное время. Но вспыхнувшая Гражданская война всё прервала. От призыва в РККА Мирхайдара освободили по состоянию здоровья.
Он продолжал писать статьи. Теперь их темой была война... Деревню Юлук занимали то белые, то красные, несколько раз она подвергалась нападкам «кулацких банд». В 1918 году Мирхайдар заболел брюшным тифом. Чудом остался жив. Во время его отсутствия библиотека была разорена. Трудно утверждать, кто – красные или белые – занимались разбоем...
В Орске также были сожжены многие дома. Жители спасались в подвалах домов и погребах. Наконец бои прекратились. Установилась власть Советов. У Мустафы в доме стали жить красноармейцы, потеснив хозяев. Удивлению этих людей не было предела, когда они, посмотрев пьесу «Галиябану» в местном театре, узнали, что автор живёт с ними в одном доме.
В Орске существовало две театральные труппы: мусульманская и русская. Мусульманская труппа собиралась в доме купца Нигматуллина. Мирхайдар Файзи принимал участие в подготовке постановок своих пьес. Один из этажей хозяин дома предоставил для проведения спектаклей. Этот дом (на улице им. К. Маркса) сохранился до наших дней. Пьеса «Галиябану» с успехом шла в городе. Первым театром, поставившим «Галиябану», был Оренбургский драматический театр (1917). Отсюда она начала своё триумфальное шествие по стране. Пьесу ставили все татарские театры страны: в Томске, Намангане, Актюбинске, Уфе, Казани. Каждая новая постановка пьесы рождала своего Халила и свою Галиябану, по-своему переживавших трагическую историю их любви.
В 1918 году Мирхайдар Файзи написал пьесу «Борьба красного Урала» на основании рассказов участников боевых действий. Впоследствии он перевёл её на русский язык.
Он снова возвращается в Юлук, где у него появляется много друзей. Среди них Адгам и Садык Чанышевы, Вафа Адгамов, которого он ассоциировал с Халилом, героем «Галиябану».
Мирхайдар восстанавливает разгромленную библиотеку, вновь организовывает литературный кружок. Однако сталкивается со многими проблемами. Молодёжь стала отказываться от участия в кружке. Мусульманская община обвиняет театральные постановки в том, что они распространяют «бардак», «развращают молодёжь», а Мирхайдар является «врагом веры». Ревком Темясово (Орский уезд), придя на помощь Мирхайдару, приказал подать список отказавшихся принимать участие в постановках, пригрозив им расправой как с контрреволюционерами. Мирхайдар не спешил выполнять приказ по моральным соображениям. Тем не менее, в семьях начались скандалы. Люди боялись и ослушаться власть, и нарушить религиозный устав, запрещающий заниматься представлениями. Мирхайдар понимал, что привлекать в литературный кружок людей надо с большой осторожностью, чтобы не подвергнуть людей опасности. Задача была очень трудной. Наконец пришло несколько человек. Девушек не было. Женские роли, переодевшись, репетировали юноши. Однажды к ним пришла 61-летняя бабушка, согласившаяся выступить перед сельчанами. И вот, на выступлении она, нарядно одетая, спела красивую мелодичную песню. Женщину эту звали Хадича. Мирхайдар был очень благодарен Хадиче апе. Вскоре к кружку присоединились девять девушек. Поставили новую пьесу «Ярты алма» («Половинки яблока»).
Приехавший на просмотр комиссар похвалил работу кружка. Мирхайдару было предложено организовать комсомольскую ячейку в селе. Но Мирхайдар считал, что нельзя торопиться. Молодёжь была незнакома с уставом комсомольского движения. Кроме того, он опасался контрреволюционных выступлений и нового кровопролития.
В 1920 году в кружке насчитывалось 88 человек, в том числе 17 девушек.
В том же году деревню заняла банда так называемых «народников». Из его дневников известно, что однажды, рано утром, когда Мирхайдар спал, в дверь кто-то стал ломиться. Он открыл, вооружённые люди увели его под конвоем в рощу. Там уже было несколько арестованных. Среди них были кружковцы. Их заперли в сарае. Продержав там сутки, отпустили (в деревню вошли красные). Произвол, чинимый бандитами, описан в пьесе «Звезда идеала» («Красная звезда» – 1921 г.). В ней рассказано о борьбе кулацких сынков и деревенской молодёжи. Прототипом главного героя является сам Мирхайдар.
Тем временем литературный кружок продолжал ставить спектакли. На них продавались билеты. Сборы от спектаклей отправлялись на фронт согласно лозунгу «Неделя – фронту!»
Будучи человеком городским, Мирхайдар знакомился с обычаями и жизнью татарской деревни. На одной из свадеб он был дружкой, изучил все тонкости обряда. С завистью он смотрел на друзей, которые женились на деревенских девушках. Он считал, что деревенские девушки лучше воспитаны, чем городские, и более нравственны.
Сам же он не мог жениться по причине крайне стеснённых жизненных обстоятельств и плохого здоровья. Справедливости ради надо отметить, что юмористический рассказ «Сервиназ» является автобиографичным, хотя имена в нём вымышленные. Это история любви двух друзей к одной девушке. Не зная того, что оба влюблены в Сервиназ, они показывают друг другу девушку, которая им нравится. Надо думать, что Мирхайдару в такой ситуации пришлось уступить другу.
Несмотря на то, что его спектакли шли уже по всей стране, он по-прежнему не имел ни своего дохода, ни своего угла. Те, кто его знал, говорили, что его поддерживала только любовь к жизни и любовь к людям.
В этот период Мирхайдаром были написаны пьесы «Хочу жениться, но не могу решиться», «Аккалфак», «Асылъяр»(«Возлюбленная»).
Проработав в Юлуке два с половиной года, Мирхайдар стал работать библиотекарем в деревне Мамбатэ, недалеко от станции Куанлык.
В 1922 году прошёл слух, что он умер. В газетах появилось много статей о нём, о его большом вкладе в татарскую культуру, который он внёс своим творчеством и сожаление по поводу его кончины. По этому поводу Мирхайдар написал опровергающую статью со свойственным ему юмором, где говорил, что знает теперь, что о нём будут писать в газетах, когда он умрёт, и добавлял в шутку, что редко кому удаётся прочитать свой некролог...
Вскоре Мирхайдар поступил на работу журналистом в газету «Кызыл Урал» в г. Темяс, ныне Темясово. Одновременно работал над постановками пьес «Галиябану», «Бикака», «Разбитое зеркало» и др. Ему приходилось быть и режиссёром, и декоратором, и суфлёром, и администратором, и гримёром.
Здоровье его ухудшалось. К болезни сердца присоединился туберкулёз лёгких. Шёл 1922 голодный год, для Мирхайдара особенно тяжёлый: в его семье умерло 11 человек. Кроме того, в Орске случилось наводнение, вода подходила к крыльцу дома родителей. В том же году дом был муниципализирован.
Мирхайдар нуждался в отпуске, так как ему не хватало времени для написания сочинений. Отпуск он провёл в деревне Халиль, где начал писать пьесу «Заблудшая душа». На конкурсе в Казани она получила премию. Дальше его путь лежал в Уфу. Там он часто посещал театр, который отвлекал его от грустных мыслей. В это время в Уфе ставили пьесы Файзи «Ангел», «Проказы судьбы», «На берегу Урала», «Хамдия», «Галиябану». Спектакли ставились во дворце искусств. Впервые Мирхайдар получил гонорары за постановки его произведений. Но постоянной работы в Уфе Мирхайдар не смог найти и уехал в Казань. Этот период связан со сложными духовными исканиями драматурга, в частности, он пересмотрел своё отношение к Богу. Воспитанный в религиозной семье, Мирхайдар всю жизнь мучился двойственностью своего взгляда на религию. И только к тридцати годам он написал в своём дневнике «Алла юк» («Бога нет»).
Мирхайдар жил в сложное время, для которого были характерны метания и сомнения в душах людей. К кому примкнуть, куда идти? Рушился один мир, в муках рождался другой. Сын восставал против отца, брат против брата. Эти моменты невозможно было обойти в творчестве. Поэтому в его произведениях переплетены горе и счастье, любовь и ненависть, смех и слёзы.
И опять переезд из города в город, работа в библиотеках, драматических кружках. Наконец в Баймаке Мирхайдару дали хорошую квартиру, отправили в Крым, в санаторий, поправить здоровье. Там, восхищённый красотами природы, Мирхайдар написал восторженные стихи, посвящённые местам, «где бывали Пушкин и Бунин». На обратном пути посетил в Москве все театры, накупил книг для библиотеки.
В 1927 году Мирхайдар начал работать над своей последней пьесой «Полевые цветы». Здоровье его ухудшалось. 15 июля 27 года он написал стихотворение «Пожить бы». В нём выражено отчаяние перед неумолимостью судьбы, сожаление о том, что не успеет завершить свою пьесу. Она и в самом деле осталась незавершённой.
Туберкулёз лёгких подтачивал его силы, медицина в то время была бессильна в лечении этого грозного заболевания. В 1927 году его родного брата, Саетгаряя, расстреляли, обвинив в нелояльности к существующему строю, его семью подвергли репрессиям. Это трагическое событие и сгущавшиеся над ним самим тучи ускорили течение болезни. В 1928 году, 9 июля, в годовщину смерти своей матери, Мирхайдар ушёл из жизни. Похоронен он в Баймаке рядом с братской могилой красноармейцев, погибших в годы гражданской войны.
Горожане чтят память великого татарского писателя: одна из центральных улиц названа в честь драматурга, а напротив здания местного издательства установлен его бюст.
По словам татарского писателя Галимжана Ибрагимова «в правдивости изображения деревни и её обитателей Мирхайдару Файзи нет равных».

От автора: От всего сердца благодарю всех, кто помогал мне в сборе информации о жизни М.М. Файзи, в частности, работников краеведческого музея Орска, Баймака, Темясово, библиотек в Баймаке и д. Юлук.

Прочитано 620 раз
Мухамедьярова Диляра

Диляра Анасовна Мухамедьярова родилась в Харьковской области. Окончила Казанский педагогический институт. Работала преподавателем английского языка в Казанском университете культуры и искусств. Последнее время занимается возрождением имени Мирхайдара Файзи в памяти татарского народа. Публиковалась в журналах и газетах «Идель», «Казань», «Вечерняя Казань», «Звезда Поволжья», «Республика Татарстан» и др. Живёт в Казани.

Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены