Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/administrator/components/com_sh404sef/sh404sef.class.php on line 410

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 155

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 157

Warning: Illegal string offset 'defer' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 159

Warning: Illegal string offset 'async' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 163
Альманах Гостиный Двор - Ваятель

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 226

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596
Воскресенье, 05 Август 2012 14:35

Ваятель

Автор  Надежда Романова
Оцените материал
(1 Голосовать)

Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысль даёшь, мрамор послушен тебе.
А. С. Пушкин

 

Под занавес прошедшего года губернатор области Алексей Чернышев в торжественной обстановке вручил скульптору Надежде Петиной орден Дружбы. Это не первая государственная награда заслуженного художника России: ранее она была удостоена ордена «Знак Почёта». Неизменным авторитетом пользуется Надежда Гавриловна и в кругу коллег: дважды наша землячка избиралась в правление Союза художников РСФСР, два срока ей доверяли пост председателя Оренбургской организации СХ, более двадцати лет она входила в состав объединённого выставочного комитета «Урал социалистический». И это вполне закономерно. Далеко не всякому человеку предопределён такой жизненный путь, какой дан этой, с виду обычной, женщине. Он вместил в себя немало бед, потерь, потрясений, но не обделил и земными радостями, а главное, признанием её художественного таланта. Так что последняя по времени награда – это вовсе не формальная дань уважения к почтенному возрасту мэтра. Своё прошлогоднее 75-летие Надежда Петина отметила активной работой, её выставка, в которой было немало новых интересных работ, получила широкий общественный резонанс. И всё-таки недавняя юбилейная дата поневоле побуждает оглянуться назад, как бы подводя пусть не окончательные, но итоги.    

КЛЯТВА, СТАВШАЯ СУДЬБОЙ

Ноябрьским вечером 1947 года от рук бандитов, залезших в дом, погиб её отец. Убийство талантливого скульптора потрясло не только родных, но и весь город. Гавриилу Алексеевичу Петину не было и сорока лет, за короткий срок он успел достичь многого. Однако смерть помешала до конца раскрыться его незаурядному таланту. На могиле отца пятнадцатилетняя дочь поклялась продолжить его дело.
Конечно же решение это не было спонтанным. Скорее всего, оно вызревало подспудно, неосознанно для неё самой. С раннего детства Надя впитывала в себя тот специфический запах влажной глины, ставший непременным атрибутом мастерской скульптора, и ту особенную напряжённость творческих исканий, которая как будто концентрировалась в атмосфере родительского дома. Но наверняка что-то  должно было ей передаться на генном уровне, ведь неспроста же только одна из двух дочерей Гавриила Петина пошла по его стопам. Надя с удовольствием выполняла самые прозаичные поручения отца: подкрашивала городские скульптуры, за которыми он досматривал, чтобы иметь хоть и скромный, но постоянный заработок, или помогала делать замес из глины для очередной его работы. Так что трагическое событие стало своего рода жёсткой точкой в отроческих раздумьях дочери о выборе будущей профессии.
На её удачу среди знакомых семьи оказался студент художественной академии, который стал первым наставником будущей абитуриентки. Интуитивно предугадав в ней незаурядные способности, он уговорил выпускницу обычной школы решиться на почти безрассудный шаг – попытаться сдать вступительные экзамены в специализированный вуз, минуя промежуточную образовательную ступень.
И отправилась юная посланница степной глубинки завоёвывать Северную столицу. А заведующий кафедрой Ленинградского художественного института имени И.Е. Репина принял её, несмотря на явные пробелы в теоретической подготовке. Видно, уже тогда маститый педагог сумел разглядеть в ней то, что заставило сделать исключение из правил: может, не по-девичьи сильные и уверенные руки прирождённого скульптора, может, взгляд, в котором сквозили одновременно робость и упрямство. Впоследствии И. В. Крестовский станет одним из творческих руководителей Надежды Петиной.
На первых порах ох как несладко пришлось вчерашней провинциальной школьнице учиться наравне со столичными студентами, окончившими художественные училища. Вот когда понадобились и сила воли, и неподкупная принципиальность. Она собственноручно перекрыла все пути к отступлению или хотя бы послаблению условий для себя: в её представлении это было равносильно клятвоотступничеству.
Занималась одержимо – так, что на третьем году сравнялась с однокурсниками, а некоторых и перегнала. До красного диплома ей не хватило одного балла, зато её дипломная работа  – одна из немногих – была приобретена ленинградским музеем. В общем, старания педагогов и её собственные усилия не пропали даром.
В родных пенатах
Вернувшись после учёбы домой, Надежда с головой окунулась в творческую жизнь родного города. Ей было интересно и важно всё – общение с людьми, многие из которых становились героями или прототипами её портретов, выбор тем для скульптурных композиций, участие в коллективных выставках, поездки по родному краю и стране. Хотелось испытать свои силы в самых разных направлениях и жанрах, почувствовать возможности и твёрдых, и пластических материалов. Её сильные пальцы учились с одинаковой ловкостью владеть стекой и стамеской, закольником и резцом, троянкой и скарпелем – инструментарием, составляющим арсенал профессионального ваятеля. С равным азартом она осваивала тайны мастерства в станковой и монументально-декоративной скульптуре, в портретах и малой пластике.  Были на этом пути и успехи, и неудачи, как гласит народное присловье, и хвала, и хула – никто из творцов от них не застрахован. Без боязни бралась и за так называемые соцзаказы. Сейчас, по прошествии времени, можно сказать с уверенностью: даже самые, казалось бы, конъюнктурные свои произведения Петина стремилась исполнить с предельной  художественно-пластической выразительностью.
– То, что в своё время делалось на заказ, вряд ли могло состояться, если бы тема не затрагивала сердце, а герой, образ которого воплощался в скульптурном портрете, был бы неинтересным человеком, – пояснила в одной из бесед Надежда Гавриловна своё творческое кредо. – И революционер Кичигин, и Герой Советского Союза лётчик Климов, и выдающийся офтальмолог Фёдоров – это, прежде всего, яркие личности, неординарные характеры. Ну а в малой пластике с её возможностью вынести на зрительский суд своё лирическое «я» предстаёт сама жизнь, а значит, и душа автора.
Так что мир художника – это и серия работ под общим названием «Песнь любви», и наше сложное многоликое время, отражённое,  к примеру, в скульптуре «Восстающий», и портреты современников – от казахского мальчика до Юрия Гагарина.
Как справедливо отмечает оренбургский искусствовед Лидия Медведева, в отличие от отца, тяготеющего в своих работах к типажности, Надежду Петину больше привлекает человеческая индивидуальность, особенность характера, нюансы настроения, душевного состояния прототипа. Достаточно сравнить два портрета известных оренбургских художников, созданных ею с интервалом в семь лет. Творческая натура каждого из них реализуется не только в разных проявлениях характера, но и разными художественными средствами. Мягкость и поэтичность тончайшего пейзажиста Ледяева определяет экспрессионистически-подвижную пластическую манеру скульптора. А энергичность, бурный темперамент Овчинникова подчёркивается определённостью, структурной отчётливостью обобщённых масс портрета. Вообще же без преувеличения можно сказать: портретная галерея Надежды Петиной отразила историю не просто культурной, но духовной жизни Оренбурга. В ней нашли своё место писатели, художники, музыканты, артисты, учёные, лучшие представители всех сфер профессиональной и общественной деятельности.

СВОЙ ПУШКИН

Один из самых значительных этапов творческого пути Надежды Петиной связан с работой над скульптурной композицией «Пушкин и Даль». И здесь главную роль сыграло негласное обязательство, добровольно взятое на себя наследницей отцовского дела: первой самостоятельной работой Гавриила Петина был миниатюрный бюст Пушкина. Модель экспонировалась на всесоюзной выставке, была высоко оценена не только общественностью, но и в кругу профессионалов. После гибели отца повзрослевшая раньше срока дочь навсегда сохранила в душе особое трепетное отношение к великому поэту, как будто он был незримой живой ниточкой, связывающей её с дорогим человеком. Уже тогда Надежда была уверена: рано или поздно она создаст своего Пушкина.
Словно бы загодя готовясь к этому судьбоносному событию, обошла и объездила все места, освящённые именем гения русской поэзии: дотошно всматривалась в каждый экспонат Царскосельского лицея и петербургской квартиры на Мойке, часами бродила по аллеям Михайловского и Тригорского, подолгу задумывалась у могилы поэта в Святогорском монастыре. А после каждой поездки – кропотливое изучение литературных источников, анализ  портретов и скульптур Пушкина, созданных другими авторами.  
В процессе мучительных исканий она успела «попутно» создать десятки других творений, в том числе и на тему, так бесповоротно пленившую её сердце. Одна за другой рождались жанровые работы «Пушкин и няня», «Я помню чудное мгновенье», портрет в мраморе «Болдинская осень», четырёхнатурный портрет поэта. Но и во время реализации других идей не прекращался поиск того единственного, который мог бы стать памятником. Сколько сюжетных и образных вариантов было прокручено в воображении, прорисовано в эскизах, опробовано на мягком материале! Не дни и месяцы проведены в раздумьях и прикидках –  годы. И однажды родился замысел двухфигурной композиции. Но прошло ещё целых двадцать лет, прежде чем авторский художественный образ окончательно воплотился в бронзе.
– Трудности возникали по самым неожиданным поводам, – вспоминает Надежда Гавриловна. – Например, разница в росте. Пушкин, как известно, был невысок, а Даль – выше среднего роста и сутуловат. Что я только ни делала, чтобы эта диспропорция не  нарушала композиционную гармонию! И усаживала своих героев, и придавала им позы, скрадывающие рост, – ничего не получалось. Только когда нашла необходимую деталь в виде высокого цилиндра на голове Пушкина, всё встало на свои места. Другая находка – трость, она как бы уравновешивает фигуры. А плащ в руке Даля, отведённой за спину, позволил закольцевать композицию, дополнить нюансировку целостного образа, что значительно расширило впечатление от кругового обзора скульптуры. А это в монументальном произведении – немаловажное достоинство.   
Но главное, ей хотелось передать не столько внешнюю соразмерность или чисто визуальное сходство, сколько гармонию духа, возникавшую в общении двух великих людей. Вот почему, поясняет моя собеседница, в композиции доминируют вертикали, а в неизбежной для скульптуры статике фигур угадывается душевное движение навстречу друг другу. Именно энергетическое поле между друзьями должно было стать третьим элементом композиции.
В 1975 году окончательный проект памятника был показан на всесоюзной выставке в Москве. Академик скульптуры Лев Головницкий предрёк ему судьбу монументального масштаба. Но только через восемнадцать лет Петина получила официальный заказ на изготовление будущего памятника. И прошло ещё четыре года, прежде чем бронзовые Пушкин и Даль вознеслись на гранитный пьедестал, установленный в уютном сквере исторической части города.
В качестве эпилога к петинской пушкиниане приведу мнение Лидии Медведевой: «Взрывная энергетика, блеск интеллекта Пушкина и вдумчиво-уравновешенный, рационалистически мыслящий Даль. Плавное, лёгкое движение абриса фигур, мягкость как бы перетекающих объёмных форм, активизация пространственных зон, изящество силуэтов создают ощущение атмосферы высоких раздумий, помыслов, дружелюбного общения, понимания».

ВОСХОЖДЕНИЕ К ЗРЕЛОСТИ

За полвека ею созданы сотни произведений, которые свидетельствуют о широком профессиональном диапазоне автора.  Скульптурные группы, жанровые композиции, бюсты, барельефы, обнажённая натура, миниатюрная пластика. Творения её неутомимых рук хранятся в пятнадцати музеях: два портрета приобретены Третьяковской галереей, конкурсный проект памятника Шаляпину достался Казани, многофигурная композиция «Дружба народов» передана в дар Башкортостану. В Новгородском музее прописались четыре знаменитых композитора – мраморный Рахманинов, бронзовый Чайковский, в гипсовом исполнении – Оренский и Лядов. Другие работы находятся в Перми, Красноярске, Кургане, Барнауле, Саранске.
В родном городе установлены памятники  – революционеру Кичигину, устроителю края и основателю Оренбурга Неплюеву, генерал-губернатору Перовскому, Пушкину и Далю. Скульптурная композиция «Скорбящая мать и солдат» венчает место исторического сражения времён гражданской войны, монументальное сооружение в парке Северного жилого массива символизирует подвиг воинов-интернационалистов. Памятники и многофигурные композиции работы Петиной установлены в Илекском, Беляевском, Новосергиевском, Акбулакском, Шарлыкском, Первомайском районах.
Значительная часть авторской коллекции перешла в собственность областного музея изобразительных искусств. Надежда Гавриловна относится к разряду творцов, готовых щедро и бескорыстно дарить плоды своего труда народу. Множество работ безвозмездно отдано ею в самые разные организации и учреждения – в госпиталь инвалидов, Дом литераторов, Центр детского творчества, Саракташский музей и музей казачества, библиотеки и школы.
– Когда я вижу, что людей, особенно молодёжь, интересует моё искусство, мне хочется сделать для них ещё больше, – признаётся скульптор. – Дарить красоту и радость, способствовать духовному развитию общества – разве не в этом главное предназначение творческого человека?
А вот как оценивает профессиональные качества нашей землячки московский искусствовед заслуженный деятель культуры России Аида Коляденко: «Содержание её творчества определяется редким душевным свойством всегда сохранять восхищение перед прекрасными проявлениями жизни. Отсюда образы поэтов, музыкантов, художников, выразительность скульптуры, богатое использование возможностей материала – бронзы, мрамора, дерева, шамота – при бесспорном стилевом единстве. Основу стиля Петиной составляет ясность мысли, отсутствие претенциозности, гармоничное сосуществование трёхмерного объекта с окружающим пространством».

ЕЁ ГОДА – ЕЁ БОГАТСТВО

Казалось бы, можно и остановиться, перевести дыхание, удовлетвориться тем, что уже достигнуто. Но так уж устроена творческая натура – всё ей мало! В последние годы Надежде Гавриловне не давала покоя ещё одна задумка, напрямую связанная с Пушкиным, –  его капитанская дочка. Та самая, которую обессмертил он в своей прозе. И снова поиски, пробы, сомнения…
О новой работе Петиной прослышали в областном Доме писателей, потом в Департаменте по культуре и искусству. Так, благодаря совместным усилиям, родилась идея создать скульптурный символ всероссийской литературной премии «Капитанская дочка». Был объявлен конкурс, в котором участвовали проекты разных авторов. По единодушному мнению лавры победительницы заслужила Надежда Гавриловна. Осенью 2008 года впервые каждому лауреату престижной премии была вручена изящная бронзовая статуэтка: в хрупком облике девушки выражена целая гамма чувств, воплощены вся сила и величие женского характера.  
Окунуться с головой в работу. Именно такое состояние всегда спасало Надежду Петину от хандры и паники, ведь в личном плане судьба была к ней не слишком-то благосклонна. Мало того что рано лишилась отца и сама, без всякой протекции, пробивала себе дорогу в профессии. Потом пришлось без мужниной помощи растить дочь. Но прежние испытания померкли, когда довелось пережить безвременную смерть сначала дочери, а потом и зятя, остаться одной с малолетним внуком на руках. И всё-таки горе не сломило мою героиню. Она по-прежнему в трудах и заботах.
– Мне нельзя сдаваться, – говорит Надежда Гавриловна, – надо ведь Андрюшу поставить на ноги.
Теперь одиннадцатилетний Андрей – её радость и надежда. Кажется, он тоже унаследовал склонность к художественным занятиям: уже завоевал звание лауреата на всероссийском фестивале, с ребятами из дизайн-центра наравне со взрослыми участвовал в областной архитектурной выставке. Так хочется верить, что внук вырастет достойным продолжателем славной фамилии Петиных и со временем станет заботливым помощником любящей бабушки.
…Ваяние – одна из самых сложных творческих профессий.  В ней необходимо владеть навыками камнетёса и резчика, литейщика и чеканщика, сварщика и керамиста, формовщика и кузнеца. А если ты ещё и монументалист, то кроме крепких рук и общей физической закалки требуется твёрдый характер, умение мыслить масштабно, эпически. Не так уж много среди ваятелей представительниц прекрасного пола. Не потому ли в русском языке слово «ваятель» отнесено к особому стилистическому ряду с безвариантной мужской формой. Правда, современный его синоним хоть и даёт вариант «скульпторша», но помечает его как разговорный. А мне хочется назвать Надежду Гавриловну именно ваятельницей, потому что это имя существительное близко другому – «воительница», которое тоже соответствует характеру моей героини.
Всякий раз, приступая к новому проекту, скульптор ставит перед собой архитрудную задачу: создать не просто узнаваемый портрет реальной исторической персоны или убедительный обобщённый образ, но зримо выразить душу человеческую, ибо она есть главное национальное достояние. Вечная устремлённость к духовно-нравственным высотам – вот метафора, которая становится отправной точкой в художественно-пластическом решении любой работы Надежды Петиной. А для неё самой – это восхождение к творческой и житейской зрелости.

 

Фото В. Соколова, В. Гунькова и из архива Н.Г. Петиной

 

Прочитано 1398 раз
Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены