Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/administrator/components/com_sh404sef/sh404sef.class.php on line 410

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 155

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 157

Warning: Illegal string offset 'defer' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 159

Warning: Illegal string offset 'async' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 163
Альманах Гостиный Двор - В творческом горении

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596
Воскресенье, 18 Декабрь 2016 20:28

В творческом горении

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Пожар! Горит театрально-концертный зал – старинное здание в центре Оренбурга. В нём подошла к концу перестройка – всё было обновлено. И тут в предрассветной тьме случился пожар. А вскоре состоялось давно назревшее учреждение Оренбургского государственного татарского драматического театра имени Мирхайдара Файзи. На роль его художественного руководителя был приглашён Растам Абдрашитович Абдуллаев. Однако начинать ему пришлось на пепелище.

Сам он видит в этом знак судьбы. Ещё дошкольником бывал он на гастрольных спектаклях Оренбургского колхозно-совхозного татарского театра в Астрахани. Замечательная актриса этого театра и одна из первых участниц развития татарского театрального движения Хадича Ханская, тётя мамы Растама, пригласила маму и папу с детьми в Оренбург – тогда Чкалов. Пятилетнему мальчику навсегда врезалась в память фигура прославленного лётчика Чкалова на высоком постаменте у реки Урал в начале улицы, ведущей сегодня к татарскому театру. К нему эта улица Советская без малого через сорок лет и привела Растама Абдрашитовича как его основателя.
Потребовалось не только из руин восстанавливать здание театра, но и заново создавать для него творческий коллектив. Спутница всей жизни и соратница в творчестве, ныне заслуженная артистка Российской Федерации Люция Каюмовна вовсе не в силу семейственности была принята в штат первой, а потому что здесь была единственным профессионалом сцены. Стоило времени и сил, чтобы привлечь в труппу нескольких актёров распавшейся за ряд лет татарской театральной группы в составе областной филармонии. Мастера сцены Буляк Байбулатова, Нурия Фатыхова и удостоенный потом звания заслуженный артист Российской Федерации Рафаэль Фатыхов внесли свой вклад в становление театра.
Но главное – не для игры, а для спасения дела пришлось повторить некогда популярный клич: «Алло, мы ищем таланты!» Забегая вперёд, стоит подчеркнуть, что этот поиск стал постоянным и по сей день началом «подготовки кадров в процессе производства». Не жалея времени и сил, самодеятельным артистам дают проявить себя и сделать первые шаги на сцене. Повседневная работа над постановками строится и как школа профессионального мастерства, поддерживается и учёба в вузе.
И даже в чрезвычайных обстоятельствах сложилась труппа и был поставлен первый спектакль нового театра – комедия Туфана Миннуллина «Встреча с молодостью». И Люция Каюмовна Абдуллаева была здесь первой исполнительницей главной роли – Гузель, безответно любящей своего мужа. Актриса в образе своей героини воспела беззаветность любви, которая, в конце концов, покорила и вызвала ответное чувство героя. Способность сохранить высокие чувства с молодости на всю жизнь и беречь их в семье – этот секрет личного счастья раскрывает «грустная комедия», как её определил автор.
И вот сегодня отмечаются два юбилея – 25-летие Оренбургского государственного татарского драматического театра имени Мирхайдара Файзи и 80-летие со дня рождения автора его первого спектакля народного писателя Республики Татарстан Туфана Абдулловича Миннуллина.
Театр и его зрители заново переживают мгновенно пролетевшие, но так много вместившие годы.
Почти два десятилетия театр горел вдохновением в холоде скитаний по чужим углам и вынужденным гастролям, а потом на приспособленной малой сцене в уцелевшем фойе старинного здания. Для выживания требуется выдумки не меньше, чем для изображения героизма на сцене. И верный своему призванию коллектив работал с большой затратой дополнительных сил на преодоление отнюдь не творческих трудностей. Из нынешнего прекрасного дворца это вспоминается с особой остротой.
Как история народа не проигрывается на предварительных репетициях, не творится сначала в черновике и не переписывается потом набело, так и искусство живёт не в предполагаемых, а в подлинно сложившихся обстоятельствах своего времени. Любой театр ищет естественной или хотя бы правдоподобной вовлечённости зрительного зала в действие спектакля, стремится вызвать не только в воображении сопереживание с героями, но и подкрепить его действительным соучастием в борьбе за высокие идеалы.
И нет худа без добра, в тесноте – да не в обиде. Счастливой стороной случайности оказалось то, что при работе в малом зале-фойе артисты оказывались со зрителями практически вплотную лицом к лицу, глаза в глаза. И горящие интересом и сочувствием широко раскрытые глаза зрителей прибавляли огня в глаза и душу артистов. Так поставлено много спектаклей, в том числе и такие, которые были рассчитаны на непосредственное действие героев среди зрителей, и их удача подтвердила правду искусства. Вместе со зрителями прожито много жизней, может быть, жизней этих же зрителей.
Особая страничка в истории театра этих лет – подготовка и премьеры спектаклей в помещении ближайшего к городу Дома культуры села Татарская Каргала. И это было продолжением творческого труда во имя народа среди народа. Первый показ каждого подготовленного здесь спектакля, особенно о сельском быте – своего рода народная приёмка произведения искусства людьми от земли, зачастую прототипами героев спектакля. Уже по дыханию зала можно почувствовать обратную связь его со сценой, признание или отторжение его героев и их духовного или бездуховного мира. Многое давало создателям представления его обсуждение в кругу самых уважаемых жителей села.
С осени 2008 года театр живёт в восстановленном здании с современным оснащением сцены и зрительного зала. Теперь есть возможность с наибольшей впечатляющей силой донести до массы зрителей выраженные драматургом передовые идеи своего времени и вечные ценности.
И тут первый спектакль по пьесе Туфана Миннуллина «Встреча с молодостью» приобретает символическое значение. Растам Абдуллаев получил её из рук автора первым и поставил в альметьевском театре. А в Оренбурге артисты «погорелого театра» поневоле оказались странствующей труппой и более 100 раз показали «Встречу с молодостью» в районных и сельских Домах культуры области, шла она и на сценах областного центра.
Она продолжила плодотворное сотрудничество одного из талантливейших писателей и нового театра. Их объединяет стремление отобразить жизнь своего татарского народа с такой глубиной и художественной силой, что каждое их совместное сценическое произведение служит интересам и других народов и потому захватывает зрителей любой национальности.
За четверть века в театре имени Мирхайдара Файзи поставлено девять спектаклей по пьесам Туфана Миннуллина и десятый вскоре увидит свет в дни юбилейных торжеств. Сатирическую комедию «Придира» Туфан Абдуллович написал специально для постановки Растамом Абдуллаевым в альметьевском театре, после чего она покоряла сердца зрителей и Оренбургского татарского театра. Каждый в зале может «оборотиться на себя», следя за «придирками» героя Альберта в исполнении молодого артиста Айрата Хабибуллина: всегда ли в быту мы справедливы, внимательны, терпеливы, благожелательны в отношениях с людьми и принципиальны, как этот придира? Писатель своими наблюдениями вызывает раздумья о культуре и социальной природе добра и зла в человеке. Каждый должен отстаивать достоинство человека против всего, что его попирает и с чем нельзя жить.
С остротой и высокой нравственностью Туфан Миннуллин вовлекает зрителя в сопереживание и осмысливание начала всех начал – любви. К исходу первого десятилетия своей деятельности государственный театр имени Мирхайдара Файзи поставил драму «Любовница». Само название ставит в центр внимания любящую женщину со счастьем на чужом несчастье и своём горе. Может быть, этот спектакль – капелька в воспитании таких отношений, такого строя чувств и разума, когда все будут взаимно счастливы. Как этого добиться? Это вопрос театра к каждому зрителю.
Отнюдь не рецепт писателя по больной теме – комедия «Жених для шести невест». Она тоже определена как грустная. В рабочей обстановке среди шести женщин один мужчина. У каждой желание его душевного отклика. И каждой он дарит добрым словом лучик тепла. Все шесть в общем кабинете чувствуют себя невестами. Вот одна из них, Гульчира – юная артистка Алия Имашева, как и в других ролях, критики сравнивают её с шекспировской Джульеттой. А у «жениха» любимая жена лежит в параличе дома, и после работы он заботливо ухаживает за ней. И потому с тем большим пониманием и сочувствием он помогает своим сотрудницам хотя бы на работе ощутить доброту так не хватающего им мужчины.
Десятилетие деятельности уже хорошо сложившейся труппы ознаменовано спектаклем по пьесе «Счастье близко – счастье далеко» как продолжение неисчерпаемого разговора по тургеневской теме «Отцов и детей». Как родители передают молодёжи ценности своего времени? Как добиться, чтобы дети приняли и продолжили славу своего народа? Залог счастья – взаимопонимание поколений. Судьбы героинь пропускают через свои сердца артистки Разифа Хайруллина и Маргарита Сагитова – это путь в мир мыслей зрителей.
Эта же проблема – идейное содержание своеобразного спектакля «Текут воды, веют ветры». Растам Абдуллаев объединил в одной постановке три одноактных пьесы Туфана Миннуллина. Писатель подсмотрел в жизни типичные явления в сегодняшних взаимоотношениях всех членов семьи, от дедушек и бабушек до внуков. Вдумчивый художник исследовал влияние коренного переворота в обществе на все поколения семьи. Его наблюдения – богатейший материал для таких ярких актёров, как Ильфат Гумаров, создавший в спектакле образ мудрого наставника.
Внимание Туфана-абы к семье и его любовь к главной ценности её – к детям – побуждали его открывать перед ними мир доброты. Этому учит поставленный Гульназ Абдуллаевой по его пьесе спектакль «Дед Мороз и Акбай». Сказку показывают в новогодние каникулы, выезжают с нею по сёлам.
Доброта поднимает любовь до жертвенности – об этом драма «Обет», которую Туфан-абы, как его называют в народе, написал по просьбе Растама Абдуллаева и предоставил для первой постановки в оренбургский театр. Два солдата из одной деревни на поле боя в Великую Отечественную войну дали обет по возвращении домой позаботиться о жене погибшего друга. Но не только в силу этого обета беззаветно любящая своего мужа жена в предчувствии смерти заботится о нём и передаёт его своей подруге. Это не отголосок мусульманского обычая многожёнства, а желание счастья любимому, которое спектакль показывает как высшую степень силы и чистоты чувств.
Этими чувствами горят исполнители ролей – выросшие в театре заслуженный артист Республики Татарстан Айрат Хабибуллин, Ильфат Гумаров, Алмаз Мустафин, Гульгена Абдракипова и Рамиля Мустафина.
И спектакль хорошо принимают зрители, в том числе на гастролях театра в Москве и Татарстане. Премьера состоялась в Казани в Академическом театре имени Г. Камала в день закрытия театрального фестиваля, посвящённого 75-летию Туфана Миннуллина. Перед началом спектакля очень волновались и писатель, и постановщик Растам Абдуллаев, и актёры. И переживания автора были понятны: в течение фестиваля семнадцать театров показали восемнадцать спектаклей по его известным пьесам. А получится ли заключительный аккорд по его новой пьесе?
Приём был очень тёплым, и после спектакля вышедший на сцену драматург был встречен овацией.
И Туфан-абы был растроган игрой актёров, дал восторженную оценку всем вместе и подробно оценил работу каждого. В награду он решил показать «Обет» по всему Татарстану. И два года в роли добровольного «антрепренёра»-общественника возил театр по республике. Спектакль был показан в 67 сёлах 19-ти районов с огромным успехом. При обсуждении в зрительных залах мнение было удивительно единодушным. Высказывалось горячее одобрение самоотверженности бойцов в битве за Родину и восхищение чистотой чувств и жертвенностью женщин, добротой отношений.
А артисты театра были тронуты уважением и теплотой, с какими повсюду жители сёл и городов встречали своего народного писателя и общественного деятеля, которого все знали как последовательного защитника коренных чаяний народа. А с артистами он вёл беседы на самые разнообразные темы и оставил в их душах неизгладимый след как заряд энергии и любознательности, стремления жить по его примеру деятельной доброты.
В продолжение успешного сотрудничества драматург дал художественному руководителю театра Растаму Абдуллаеву пьесу «Сон». Спектакль по этой пьесе выражает очень уважительное и деликатное отношение народного писателя к чувствам, связывающим татарского юношу и русскую девушку – в этих трогательных образах предстали Марсель Рахматуллин и Назия Дибаева. Спектакль учит умному и тонкому учёту взаимных добрых традиций народов.
После каждой премьеры под шквал аплодисментов и призывы «Автора!» на сцену не раз поднимался заслуживший при жизни титул классика Туфан Миннуллин. Великий крестьянский сын растил добрый урожай на ниве литературы и театра и благодарил за радость общего труда на благо народа. Такие минуты счастья венчают и творчество всех, кто и в повседневности душой и сердцем болеет за всех и каждого в мире и любви.
Туфан Абдуллович и после этой премьеры очень трогательно поблагодарил артистов за то, что они донесли до зрителей его наблюдения, раздумья и тем самым пригласили зал к совместной работе мысли, к сохранению и приумножению накопленной народами культуры.
В театре живёт память о совместной духовной работе с Туфаном-абы и о его простых и жизненно важных и необходимых наказах. Он оказывал особую честь деятелям театра, вручая им награды за неустанный вдохновенный труд. Со сцены он обращался к зрительному залу с выношенными в течение всей творческой жизни уроками о высокой миссии деятелей культуры и литературы, о высоком предназначении театра служить счастью всех народов, всех людей в век научно-технического прогресса, быть достойными всего светлого и чистого.
Театр был потрясён внезапной кончиной старшего друга и наставника накануне дня, когда его ждали для очередной творческой встречи. Горестному событию был посвящён памятный вечер. Коллектив театра стремится делать всё, чтобы жизнь народного писателя продолжалась его творческим горением на сцене.
Разумеется, театр подхватывает каждое горячее слово в литературе о судьбах людей. И поэтому сложилось творческое содружество с современными драматургами. Это заслужившие признание не только в Татарстане писатели Фоат Садриев, Аяз Гилязов, Данил Салихов, Ризван Хамид, Флорид Буляков и другие. Из молодых современников очень популярны Зульфат Хаким, Ильгиз Зайниев и другие. Дважды были поставлены пьесы Аяза Гилязова «Под снегом горячий родник», Флорида Булякова – «Выходили бабки замуж». Причём этот спектакль по пьесе Флорида Булякова вызвал особенно значительный интерес общественности и был поставлен затем в Оренбургском государственном драматическом театре имени М.Горького, а роль «жениха» бабок в обоих театрах исполнял заслуженный артист Российской Федерации Рафаэль Фатыхов.
Очень живо воспринимали зрители спектакль по пьесе Рабита Батуллы «Прости меня, мама!» о взаимоотношениях детей и родителей, о жизни деревни. Хорошо идут спектакли по пьесам Рустама Мингалима для детей и взрослых.
За четверть века поставлено более 100 спектаклей. Достойное место занимает классика. Спектакль «Райская птичка» создан по одноактной пьесе Карима Тинчурина и его рассказам – получилась полнометражная картина, в которой занята практически вся труппа. Эту постановку театр показывал и на гастролях в Казани.
Живущие в гуще народа единой с ним жизнью художники чутко улавливают его состояние и отражают его в судьбах и образах ярких представителей своего времени. Зарождение татарского театрального движения было во многом вызвано и ускорено нарастающей драмой в состоянии тогдашнего общества, которая и воплощалась в соответствующих литературных произведениях.
Наиболее значительным среди них явилась в 1911 году сатирическая драма классика татарской литературы Галиасгара Камала «Банкрот». Она получила признание как непревзойдённый шедевр национальной драматургии и остаётся яркой страницей в единой литературе державы.
И через век замечательная пьеса одного из основоположников татарского литературного языка вновь оказывается свежим словом на злобу дня. Эта сатирическая драма уже трижды стала явлением сцены театра имени Мирхайдара Файзи при неизменном внимании зрителей. Художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Татарстан Растам Абдуллаев в очередной раз обновил постановку в апреле 2013 года.
Из вековой давности огнём сердца и мысли бытописателя Галиасгара Камала и сегодняшнего сценического содружества воскрешена частичка народа. И зрители в зале принимают явление во всей осязаемости своих предков. Но тут впору и ущипнуть себя: ведь это – не прародители, это – мы сами и в зале, и на сцене. Это не мы ли в своей сегодняшней жизни – горим бесовским огнём жажды обогащения купца Сиразетдина или страдальческого грехопадения слуги Мухамматжана до готовности и с «не красавицей-хозяйкой из-за денег пожить».
За сто лет ни в едином слове не устарела сатира. Силой искусства устанавливается связь времён, в прошлом выявляется сегодняшнее, в преходящем открывается вечное и всеобщее. И воображение зрителя узнаёт в старинном татарском купце-пройдохе сбежавшего вчера на Запад его двойника – долларового миллиардера, тоже, кстати сказать, в тюбетейке, но, отнюдь, не мусульманина. На старом литературном материале современный спектакль без внешнего осовременивания.
При всех скромных материальных возможностях спектаклям прибавляет силу воздействия фантазия художника Булата Насихова.
Однако долг сегодняшнего театра – намёком дать повод зрителю перейти от идейного мира спектакля к осмыслению судеб современной действительности. И режиссёр Растам Абдуллаев даёт такой повод, ни словом не вмешиваясь в литературный первоисточник. Только символ: в оформлении сцены тучей на небосклоне – американский доллар. Под его сенью сегодня оказались здесь ожившие герои драмы человечества прошлых веков, но мы-то в ней действительно существуем, с долларом сверяем своё бытие, по доллару оцениваем положение государства в мировом кризисе капитализма и личные доходы, таланты и уважение в обществе. Доллар над миром – это и символ самой грандиозной в истории денежной афёры с надуванием грабительского финансового пузыря, от которого втянутые в него не чают отделаться, и который неминуемо лопнет.
И созвучно общей тревоге в памяти вновь и вновь возникает могучий мефистофельский бас Шаляпина с уместной поправкой по-татарски:
– Шайтан там правит бал...
Есть о чём задуматься. Не разыгрывающий помешательство одинокий стяжатель, а на грани безумия главная империалистическая держава, опутавшая долларовой сетью планету и всеми силами зла добивающаяся мирового господства, сегодня противостоит доброте, насаждает извращения природы человека. Однако театр испепеляющей сатирой обеспечивает духовное торжество над социальными и нравственными пороками и объединяет зрительный зал и сцену в возвышающем чувстве очищения и света. Театр бурными аплодисментами зрителей оправдывает своё предназначение.
«Пожар» – так называется пьеса Шамиля Шахгали, написанная при начинающемся пожаре горбачёвской перестройки. Правда, выражающий народную мораль писатель загорелся от принятых за чистую монету первых словес разрушителя великой державы и создал драму, как оказалось, прямо противоположную по идейному содержанию до поры скрытым целям погромщика тысячелетнего государства.
Шамиль Шахгали на уровне семьи показал пожар, который хотелось видеть символом очищения в обществе. Ни герои, ни автор пьесы и предположить не могли, что завтрашний день далеко превзойдёт все их треволнения. Этим предчувствием был полон спектакль по пьесе, который Растам Абдрашитович Абдуллаев поставил в руководимом им тогда Альметьевском государственном татарском драматическом театре. Получивший горячий приём у себя дома, на гастролях и театральном фестивале в Республике Татарстан спектакль «Пожар» был одним из первых по новой, сегодня полыхающей злобе дня.
Путин в послании Федеральному Собранию назвал «крушение СССР крупнейшей геополитической катастрофой века» и «настоящей драмой для российского народа». Театральное слово в речи главы государства можно толковать как отражение сильнейшего действия сценического представления в жанре драмы на массовое сознание. Драма на сцене производит потрясающее впечатление. И по нему можно судить, как не сценическая, а настоящая драма потрясает народ.
Но это и воспламеняет сердца его сыновей и вдохновляет на творчество тружеников литературы и театра. Это и их призыв звучит в словах замечательного поэта Назыма Хикмета:

Если я гореть не буду,
Если ты гореть не будешь,
Если мы гореть не будем,
Кто ж тогда рассеет тьму?

Прочитано 476 раз
Подольских Фёдор

Фёдор Петрович Подольских родился в 1937 году в селе Каликине Александровского района Оренбургской области. Журналист. С 1963 по 2001 год работал в газете «Южный Урал», корреспондент, ответственный секретарь, первый заместитель главного редактора, с 2002 года – в газете «Советская Россия», корреспондент, член редколлегии. Живёт в Оренбурге.

Последнее от Подольских Фёдор

Другие материалы в этой категории: « Вся жизнь Мирхайдара Файзи была подвигом...
Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены