Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/administrator/components/com_sh404sef/sh404sef.class.php on line 410

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 155

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 157

Warning: Illegal string offset 'defer' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 159

Warning: Illegal string offset 'async' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 163
Альманах Гостиный Двор - Память детства

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 226

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596
Четверг, 04 Июнь 2015 22:50

Память детства

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Все мы родом из детства, и все детские воспоминания самые яркие, во многом определяющие нашу последующую жизнь. Замечательное поколение отечественных художников, пришедших в искусство в 1960-е годы прошлого века, годы хрущёвской «оттепели», несло в своей памяти и трагедию войны, и героический дух Великой Победы.

Народный художник России Николай Павлович Ерышев (1936-2004) провёл своё детство в городе Апшеронске Краснодарского края, на оккупированной немцами территории, он помнил жуткий гул мессершмиттов, взрывы бомб, запах гари и пороха, землянку, в которой жила семья, выгнанная из своего дома, тяжёлые сапоги немецкого солдата на краю ямы над ним, койку, под которую загоняла детей мать, а сама ложилась сверху, прикрывая, обороняя... Понятно, что художника тема войны не отпускала всю его жизнь. Он никогда не изображал сцен боёв, того, что он видеть не мог. Но ужас, заставляющий сжиматься, цепенеть, слёзы и отчаянье взрослых навсегда остались в его сердце, так же, как день Победы, отчётливо помнил он солнечное утро новой мирной жизни, в школьном дворе «стоял наш военрук... стрелял в небо трассирующими пулями...»
Главным в его картинах на военную тему становится эмоциональная атмосфера времени – сгусток переживаний людей, участников событий. В 1969 году он пишет триптих «Из моего детства». Сам автор объяснял: «Как правило, одного холста недостаточно, чтобы выразить свои мысли... и появляются варианты или триптихи...» Художник использует язык метафор, ассоциаций. Боковые части триптиха – война и мир, в левой части – обугленные мёртвые развалины домов и одинокая фигурка застывшей козы как памятка ушедшей жизни, в правой части – оживающие, приходящие в себя могучие деревья, на зелёной лужайке вольно раскинувшийся обнажённый мальчик, пасущий красную корову. Центральная часть «С быком» - как притча, как размышления художника на вечную тему добра и зла. Огромная тёмная глыба Быка, шкура с металлическим отливом, злобно косящий глаз, агрессивно выдвинувшиеся рога – воплощение тупой, никого не щадящей, всё сметающей злобной силы. А перед ним – хрупкая солнечная фигурка обнажённого мальчика, взмахнувшего веточкой, сберегающего равновесие в мире, тишину и покой. Добро, пусть оно кажется слабым, робким, трепетным, в конечном счёте всегда побеждает!
Одно из самых лирических, задушевных произведений Ерышева – «Май сорок пятого» 1969 года. Яркие цветные огни салюта за окном, но в пустой комнате у стола стоит одинокая женщина в белом платке с печальными глазами. На столе – две рюмки, но где он – тот, для кого поставлена вторая рюмка?! Когда я увидела картину в мастерской художника, поражённая, воскликнула: «Как она ждала!» Ерышев поправил: «Не ждала, она ждёт!». И она действительно продолжает ждать, свет надежды притаился в её сердце, в глубокой мерцающей темноте глаз. Величавый эпический образ русской женщины! Тоскливая пустота пространства, переливы светлого тона, певучая пластика женской фигуры несут высокую ноту нравственной красоты человека.
Работа 1973 года «Салют», по существу, продолжает тему картины «Май сорок пятого» - счастье Победы неразделимо связано с печалью и горем. Свет заливает картину, делает не просто лёгкими, а летящими стройные женские фигуры. Вспыхивающие лучи салюта над брусчатой площадкой, над развалинами дома, бегущими и кричащими в глубине женщиной и мальчиком, создают торжественно-величавое, но с отчётливо драматическими нотами настроение картины. Все эти произведения Ерышева органично соединяют как реальные, конкретные воспоминания, так и их философское, этическое осмысление с позиций нашего дня.
Художник не раз рассказывал, как запечатлелась в его памяти ужасная бомбёжка, после которой в саду «яблони вывернуло, и они торчали корнями вверх», а яблоки лежали на земле. Он не мог забыть зловещего гула тупорылых мессершмиттов – самолётов, несущих смерть. Картина писалась долго и трудно. В первоначальных вариантах – распростёртое внизу под деревом тело убитого человека, но для художника было важно не изображение индивидуальной человеческой трагедии, а воплощение, философское осмысление самого понятия «фашизм». Существует красивый первоначальный эскиз картины – красные яблоки, чёрная земля, светлые стволы яблонь. Но в нём трагическая суть явления вступала в противоречие с нарядностью цветовой гаммы, и от него он отказался. Найдена была символико-метафорическая форма: опрокинутое тусклое свинцово-желтоватое небо, хищниками, чудовищами, носителями смерти стали низко летящие самолёты фашистов, оголённые изувеченные стволы деревьев, взметнувшиеся в небо, на земле – яблоки, будто подёрнутые пеплом. Живопись кажется аскетичной, обескровленной, но сохраняют ещё живое свечение яблоки, оттаивает, оживает яблонька в центре. Энергия возобновляемой жизни таится в земле.
Картины Ерышева о войне не обозначишь как исторический жанр – очень активна, действенна позиция автора, его прошлое неотделимо от настоящего. «Мне представляется необходимым именно сейчас воспевать добро, гуманизм и человечность», - так определяет художник свою программу в 1970-ые годы. Но при кажущемся отходе от военной темы, груз пережитого заставляет внимательно вглядываться, вслушиваться, вдумываться в то, что есть сегодняшний день, заставляет болезненно ощущать хрупкость мира даже тогда, когда всем нам казалось, что война была последней, и мир навсегда воцарился на земле. Как предупреждение, как опасение звучит «Автопортрет в ОЗК» (в общевойсковом защитном костюме) (1978). Буйно цветёт одурманивающе пахучая лиловая сирень, захватывающая почти половину верхней части работы, но под нею одинаковые, безжизненные в защитных костюмах и противогазах, безликие персонажи, плотно подступившие к единственно открытому прекрасному лицу художника, глубоко погружённого в свои мысли, переживания. Опустились плечи, голова, поникли руки, но от того ещё ощутимей скорбные складки у губ, горечь и беспокойство взгляда.
Душевные смятения, нравственные переживания, обусловленные событиями конца 1980-х годов, заставили снова обратиться к теме Великой Отечественной войны. В 1988 году Ерышев пишет: «Этой картиной («Возвращение») я закончил серию о войне... Что такое война? Как отразилась она на жизни тех, кто был в оккупации, в тылу? Война есть зло, перекалечившее всё и вся...»
Зрелый мастер и умудрённый жизнью человек видит за лицами встречающих женщин, за букетами снежной черёмухи как бы окаменевшие лица солдат, идущих в вечность, слитых с тёмной, неодолимо надвигающейся массой машин, – трагическую сущность истории, святую правду героев-освободителей и немой укор нам, живущим. Художник вспоминал, что в процессе работы над картиной она «как бы сама вела меня... В картине радость с лиц моих героев всё более уходила: главной её темой стала не встреча солдата, а горе, которое принесла война всем и осознание своей судьбы». Думаю, что образное звучание картины шире. В ней – не изображение конкретного исторического факта, привязанного к определённому времени, победа стоила стране двадцати миллионов жизней, и мы не вправе забывать тех, кто подарил нам жизнь. Сегодня, завтра и всегда они по-прежнему с тобою и в тебе. Торжественно и сурово, неудержимо шествие солдат в картине Ерышева, вечная им память и благодарность России!
Благодарность художнику, сумевшему столь вдохновенно, искренно, талантливо рассказать о событиях столь далёких, но вместе с тем по-прежнему столь живых в памяти народа.

Прочитано 806 раз
Медведева Лидия

Лидия Сергеевна Медведева родилась в посёлке Саракташе Оренбургской области. Окончила Оренбургский педагогический институт, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Искусствовед, член Союза художников России, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Работает в Оренбургском областном музее изобразительных искусств заместителем директора по научной работе. Автор книги «Художники Оренбургской области». Лауреат областной премии «Оренбургская лира» (2010).

Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены