Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/administrator/components/com_sh404sef/sh404sef.class.php on line 410

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 155

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 157

Warning: Illegal string offset 'defer' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 159

Warning: Illegal string offset 'async' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 163
Альманах Гостиный Двор - Историю не переписать, пока мы её храним

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596
Пятница, 03 Август 2012 14:56

Историю не переписать, пока мы её храним

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Всего лишь чуть больше года в Оренбурге работает необычный музей, который организовал атаман казачьего общества «Славянское» и директор торгового комплекса «Славянский базар» Юрий Петрович Бельков.
Первое впечатление – хаос, набор предметов – от громадных чучел медведей, мохнатой бурки, самоваров и атаманского трона вкупе с иконами до бюстов Ленина и Сталина и современного огромного кинотеатра. Но, вглядевшись, замечаешь определённый порядок в подаче экспозиционного материала. Вначале это история появления в нашем крае казаков, первых беглецов из Руси, которые начали заселять «запольную» реку Яик ещё в начале XVI века. Были это люди смелые, предприимчивые, знали, куда шли: река-то недаром называлась «золотым донышком», а берега её – серебряными… Жили казаки замкнутой полувоенной-полурыбачьей общиной, в основном в крепостях, форпостах, станицах, служили государю-императору, не щадя живота своего. Все оренбургские губернаторы являлись, как известно, атаманами Оренбургского казачьего войска. Удалось сохранить казакам свои особые нравы, свои песни, свой уклад жизни и во время революции, гражданской войны, раскола казачества на белых и красных. Об этом с увлечением рассказывают посетителям журналист Евгений Семёнович Вовк, который помогал в создании экспозиции, и директор музея Надежда Николаевна Шорохова.

– Как вам пришла идея сделать такой музей? – спросила я у Юрия Петровича.
– Мы пробовали создать музей ещё в своём штабе на пр. Гагарина. Когда он закрылся, перевезли экспонаты сюда и стали собирать свою историю по крупицам дальше. Был ещё один музей казачьей истории на ул. Пугачёвской, но его практически растащили. Многие экспонаты мне даже пришлось скупать, чтобы не пропали. Я об этом не жалею, чего только стоит подлинная фотография атамана Дутова, икона, вырубленная топором, по-видимому, из иконостаса разрушенного потом храма, казачья казна – сундучок, которому более 300 лет.
А собирать предметы старины сам Юрий Петрович начал ещё в раннем детстве. Находил и приносил домой выброшенные соседями, жителями его родной деревни Горный Восток, что в Переволоцком районе, старинные пуговицы, ложки, горшки, хомуты, а то и трофейное оружие, привезённое казаками с фронта и припрятанное в укромных местах. Помнит, как бабушка Настя, несмотря на его уговоры, срезала и закопала где-то на огороде (от греха подальше!) пуговицы и награды с эсэсовской шинели, которую дед Михаил Иванович Зубков, бравый кавалерист, привёз ей в качестве трофея – жакетку пошить. Зато боевая шашка его теперь выставлена в музее внука…
Другому деду Белькова – Михею Камынину – не повезло, он был зарублен во время налёта белоказаков на Оренбург в 1918 году.
Бельков хорошо помнит тихую деревушку в 100 дворов (175 лет тому назад сюда, на красивейшее место возле излучины реки Самары, переселились жители станицы Донецкой), родительский дом, работу в поле и на скотном дворе. Поэтому может со знанием дела рассказать (и показать) гостям музея, что такое цабан, оглобля, хомут, супонь, дуга, таска, в которую запрягали волов.
Умные животные слушались его тогда беспрекословно, но как трудно было удержать тяжёлый плуг мальчишеским рукам! В крестьянской семье воспитывали трудом, а когда было надо – и хворостиной. Зато дети взрослели быстро. Уже лет в одиннадцать уличное прозвище Бельчук сменилось у Юрия Петровича на уважительное – Петра Ивановича сын.
– История казачества – это, по сути дела, история коренного населения Оренбургского края, – любит повторять атаман. – Казаки же были не только искусными воинами, но и умелыми хлеборобами, охотоведами, рыбаками и охотниками, а казачки – отличными хозяйками и воспитательницами детей, хранительницами казачьих традиций. Поэтому столь разнообразны снаряжение, оружие и утварь XVIII – XIX веков первого раздела музея, повествующего о создании Оренбургского казачьего войска.
Второй раздел – «Казачья слава» повествует о боевых действиях оренбургских казаков в различных походах и в Первой мировой войне. Казачьи части прославили себя на полях многих сражений. Открытки с изображением лихих воинов на фоне знакомых европейских пейзажей, ордена, медали, именное оружие, причём не только российское, но и австрийское. Полный бант Георгиевских крестов всех четырёх степеней – не каждый музей может похвастать такой подборкой. Здесь же собраны материалы, относящиеся к пребыванию в Оренбурге будущего императора, цесаревича Николая Александровича.
Бельков с гордостью показывает и подлинное фото с надписью: «Цвет Оренбургского войска (о проезде августейшего атамана)». Как известно, цесаревича Николая во время приезда в Оренбург сопровождала казачья сотня, состоящая сплошь из георгиевских кавалеров. На другом фото, тоже подлинном, казаки уже на коронации императора, среди них Владимир Иванович Ершов – оренбургский генерал-губернатор в то время.
Следующая экспозиция называется «Белые и красные». Лица казаков, представленных на фотографиях этого раздела, ничем не отличаются друг от друга. Но гражданская война сделала их непримиримыми врагами.
И у тех, и у других была своя правда, своя надежда на лучшее будущее и они за эту правду сражались. Первым в России против захвата власти большевиками открыто выступил атаман Оренбургского казачьего войска Александр Ильич Дутов. Уже 26 октября 1917 года он создал своё правительство и арестовал местных большевиков. Началось вооружённое противостояние. Оренбург дважды переходил из рук в руки. Осенью 1918 года белоказаки почти полностью очистили территорию своего войска от красных, но ненадолго.
22 января 1919 года части 1-й Советской и Туркестанской армий выбили дутовцев из Оренбурга и заставили отступить на восток. Не помог Дутову и его альянс с Колчаком. На стенде представлена присяга оренбургских казаков, поступивших на службу в Русскую армию А.В. Колчака. Под ударами советских войск Дутов был вынужден увести остатки своей армии за границу, в Китай. Там, в Суйдунской крепости 6 февраля 1921 г. его настигла чекистская пуля…
Казаки же, ушедшие вместе в Дутовым в Китай, создали в эмиграции оренбургскую казачью станицу имени своего атамана. Станичные правления оренбургского казачества 1936 – 1937 годов проходили уже в китайском Харбине.
Здесь же собраны фотографии и документы о красногвардейцах, оборонявших Оренбург и изгнавших белоказаков и колчаковцев с территории нашей губернии. Это командующие фронтами и армиями Михаил Васильевич Фрунзе, Гай Дмитриевич Гай, Василий Константинович Блюхер, братья Каширины, командир 11-й оренбургской кавалерийской дивизии Ф.М. Морозов, лихие рубаки Первой конной армии и другие.
Раздел «Казачьему роду нет переводу» как бы перекидывает мостик из прошлого оренбургского казачества в наши дни. Здесь показаны преемственность казачьего образа жизни и сохранение казачьих традиций нынешним поколением казаков. Ни войны, ни репрессии, ни раскулачивание и расказачивание не помешали возрождению казачества. Недаром «казак» с любого конца читается как «казак»!
В витринах много предметов быта: от миниатюрных до великанского размера шахмат, кошельков из металлической сетки, носившихся на груди, до мундира, сшитого на заказ в начале 1991 года для Валентина Александровича Алёхина, войскового старшины, одного из организаторов возрождения казачества в Оренбуржье. Интересно, что даже пуговицы для мундира с выгравированными орлами делались по индивидуальному заказу. А папахи и поныне шьются по старинному циркуляру 1914 года.
Казачество, как известно, является оплотом православия. И коллекцию старинных икон Юрий Бельков собирал долго. Многие хранят следы минувших времён: вот одна из них, в 30-е годы её просто выпилили ножовкой из иконостаса и заделали ею дверной проём в кладовой. Другую икону, писанную серебром, создатель музея нашёл на деревенской улице, в куче мусора. Так в советское время обращались с духовными казачьими святынями.
Есть в музее экспонаты, которые просто невозможно не заметить. Один из шедевров – резная деревянная хлебница, настоящее произведение искусства, и так называемая царская посуда. Конечно же царь из этих тарелок и супниц не ел, но изготовлены они на фабрике М.С. Кузнецова – поставщика Двора Его Императорского Величества. Поэтому вполне возможно, что точно такая же посуда стояла и на царском столе.
Из предметов домашнего обихода выделяются коллекция самоваров, самый большой из которых имеет ёмкость 50 литров, музыкальная шкатулка, граммофон, атаманское кресло.
Есть в музее интересные образцы одежды разных времён: казачья бурка и папаха и, как обязательный атрибут к ним, – нагайка; одеяние киргизского хана – расшитые золотом халат, жилет и шапочка. Форма суворовца, гимнастёрка, в которой актриса Елена Драпеко снималась в кинофильме     «А зори здесь тихие…», бейсболка знаменитого вратаря Владислава Третьяка – это тоже история.
Надо сказать, создатели музея не ограничиваются сбором специфических экспонатов, для них важно всё, что имеет отношение к истории края и страны. Одно из последних приобретений Юрия Петровича – сундучок с негативами фотографий ташлинцев на стеклянных пластинках, сделанных безвестным фотографом в усадьбе Тимашевых более 100 лет назад.
Естественно, имеется в музее и экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне. Посетители могут проследить боевой путь многих наших земляков, посмотреть их награды, фотографии, личные вещи и документы, как, например, телеграмму Главнокомандующего Советской армией И.В. Сталина с благодарностью оренбуржцам, собравшим дополнительные средства для приобретения и отправки на фронт танковой колонны «Чкаловец».
На полках выставлены оружие, посмертные медальоны, снаряжение и нехитрые предметы армейского быта – зажигалка из гильзы, бритвенный прибор, солдатский баян, прошедший со своим хозяином три фронта.
С этим стендом соседствует другой и назван он просто: «Капут». Могильный крест, увенчанный пробитой немецкой каской, символизирует разгром фашистской Германии. Это крест возмездия. А над ним – крест бесчестия, наградной железный крест с дубовыми листьями, который вручался от имени Гитлера солдатам и офицерам вермахта за порабощение соседних народов. Здесь же полковые значки, эмблема эсэсовской дивизии «Мёртвая голова» и оружие, трофейная шинель эсэсовского генерала со споротыми пуговицами, погонами и шевронами.
Присутствуют в музее экспонаты, относящиеся и к советскому периоду.
– По поводу этого раздела мне приходилось слышать различные мнения, – говорит Юрий Бельков. – Но если посмотреть на страны, которые у нас принято называть развитыми, то они, в отличие от России, никогда не уничтожали свою историю. Зачем же нам забывать целый пласт своей? Тем более, что большая часть населения страны в то время честно трудилась и результатами этого труда мы пользуемся до сих пор.
Здесь особо ценный экспонат – бортовой штурманский журнал самолёта АНТ-25, на котором летчики Чкалов, Беляков и Байдуков совершили в 1937 году беспримерный беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Ванкувер (Канада) через Северный полюс.
Два последних раздела музея только ещё создаются. Один посвящён А.С. Пушкину, другой – восстановлению в селе Ташла Тюльганского района исторической усадьбы Тимашевых.
Стоит отметить и экспозицию «Дары музею», где собраны редкие книги, предметы и документы.
Вообще коллекции музея, насчитывающей только экспонатов основного фонда, то есть подлинников, более пяти тысяч, может позавидовать любой краеведческий музей.
На вопрос, как она собиралась, атаман честно ответил: за многое приходилось платить, как вот, например, за коробочку из-под мыла 1904 года – тысячу современных российских рублей, но многое совершенно бескорыстно приносили люди, зная о «чудачестве» казака, о его пристрастии к старине. Известно, что коллекция ретроавтомобилей Юрия Белькова работала на съёмках фильма Станислава Говорухина «Не хлебом единым», причём совершенно бесплатно. Когда режиссёр назвал владельцу общепринятую стоимость использования такой техники при киносъёмках и спросил, не пожалел ли тот об упущенной выгоде, Бельков лишь махнул рукой: «Какие деньги? Своим фильмом, Станислав Сергеевич, Вы ещё раз выводите наш Оренбург на российский уровень!» Кстати, сам Юрий Петрович снялся в нём в эпизодической роли водителя.
А самое главное – вход в музей бесплатный!
– Краеведческие – городской и областной – они для гостей, а наш – для народа, – посмеивается атаман. – Здесь вы можете потрогать любой экспонат, взять в руки шашку, примерить бурку, сфотографироваться в обнимку с медведем и даже из настоящего самовара чай попить.
Не потому ли здесь от экскурсантов отбоя нет? А книгу отзывов впору тоже считать ценным экспонатом – столько в ней оставлено записей именитых посетителей: от главы Оренбурга Юрия Мищерякова, заместителя председателя Законодательного собрания Оренбургской области Виктора Доценко до советника-посланника посольства Республики Беларусь в РФ Владимира Павловича, федерального инспектора по Оренбургской области Георгия Игнатовича, народного артиста России солиста Большого театра Владимира Маторина, атамана Оренбургского казачьего войска генерала Владимира Глуховского и многих-многих других.
«Большое впечатление производит та задушевная теплота и доброе чувство, с которым основан и живёт музей, – написала М. Баденчева, доктор политических наук, доцент Института философии и права Уральского отделения РАН из Екатеринбурга. – Связать память прошлого с настоящим и с надеждой смотреть в будущее не всем удаётся. А здесь это делается разумно и взвешенно, трогательно и назидательно».
Кстати, за всё время работы музея десятки проведённых здесь уроков истории, краеведения, патриотизма, многочисленных других мероприятий ни один из экспонатов не пропал. И думается, не только потому, что на входе казачья охрана и работает сигнализация…
Вот такой он, музей казачьего быта, или собрание предметов быта наших предков – кому как нравится. В любом случае это сложенные в удивительный пазл осколки зеркала нашей эпохи.
Мудрец и провидец Александр Пушкин в своё время написал: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя… но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».
Казаки со «Славянского» взяли эти слова поэта на вооружение. Лишь бы им хватило сил хранить свою коллекцию вечно.
В заключение стоит сказать, что музей на «Славянском базаре «Казачий» работает все дни (кроме понедельника) с 10 до 16 часов (перерыв с 13 до 14 часов). По всем вопросам можно обращаться по телефонам: (3532) 56-65-34

Прочитано 1346 раз
Кожевникова Наталья

Наталья Юрьевна Кожевникова родилась в Бузулуке, окончила Оренбургский государственный педагогический институт, работала главным хранителем фондов Бузулукского краеведческого музея, собственным корреспондентом, заместителем главного редактора газеты «Южный Урал». С 2008 года – главный редактор альманаха «Гостиный Двор». Член Союза писателей России. Автор четырёх поэтических книг, публикаций в журналах «Москва», «Наш современник», «Подъём», «Простор», «Дон» и др.; газете «День литературы», альманахе «День поэзии XXI век» (Москва). Лауреат областной Аксаковской премии (1992), премии журнала «Москва» (1993), Всероссийских литературных премий «Капитанская дочка» (1997), «Соколики русской земли» (2011), им.   Д.    Н. Мамина-­Сибиряка (2012), губернаторской премии «Оренбургская лира» (2015), региональной литературной премии им. П.   И. Рычкова (2015).

Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены