Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/administrator/components/com_sh404sef/sh404sef.class.php on line 410

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 155

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 157

Warning: Illegal string offset 'defer' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 159

Warning: Illegal string offset 'async' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 163
Альманах Гостиный Двор - «Истинное чудо» (продолжение II)

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 226

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596
Пятница, 11 Ноябрь 2016 10:27

«Истинное чудо» (продолжение II)

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)

К 120-ЛЕТИЮ ПОЯВЛЕНИЯ В ОРЕНБУРГЕ КИНЕМАТОГРАФА

«Основной зритель – люди 20-25 лет»

Назвав свою заметку, напечатанную рядом с бюллетенем о движении холеры в Оренбургской губернии, «Чему стоит подражать?», сотрудник «Оренбургской газеты» в 1910 году извещал: «В кинематографе «Электро-Биоскоп» демонстрируется картина «Кипятите вашу воду».

Данная картина легко знакомит зрителя с жизнью мельчайших организмов и заслуживает внимания. В наше время, когда интеллигенция, жертвуя собой, трудом и досугом, разрывается в борьбе с эпидемиями, изыскивает всякие способы для просветления невежественной массы народа, такая картина очень нужна. Эта картина – единственная серьёзная из всех демонстрирующихся в кинематографах. Не мешало бы о подобного рода картинах озаботиться и другим кинематографам».
Тогда в «первоклассном электро-театре «Идеал» шли фильмы «Жизнь и кончина Пушкина», «Индо-Китай», «Сюрприз супруге».
Оренбуржцы, стараясь разнообразить пребывание в губернском центре эмира Бухарского, весной 1910 года «делали приготовления к посещению высоким гостем не только городского театра, но и кинематографа «Как в Париже».
Несколько удивила афиша, датированная 11 июня 1910 года: «Элегантный электро-театр «Как в Париже». Ставится чудная программа картин: «Тайна королевы», «Совесть», сверх программы 3-я и 4-я серии картины «Каторжник» по роману В. Гюго «Отверженные». Уже тогда существовали сериалы!
Вместе с местными газетами жители губернского центра получали небольшие рекламные листочки о репертуаре кинематографов. Весной 1912 года оренбуржцы прочли в них следующее: «Электро-театр «Олимп» ставит 7 отделений чарующих боевых картин. Монопольная лента! Исключительное право постановки принадлежит только «Олимпу» – «Бунт в крепости». Захватывающая лента из военной жизни. «На тройной трапеции» (акробатическая), «Коварство и любовь» (комическая). Сверх программы «Клад князя Скалона» (московское предание)».
Корреспондент газеты «Оренбургский край» счёл нужным проинформировать земляков о том, что по предложению крупной зарубежной кинематографической фирмы в 1912 году предпринято «статистическое исследование России в отношении кинематографии». Выяснилось, что «общее число кинематографических театров в России достигает 1452: в Петербурге – 134, в Москве – 107. Россиян, более или менее посещавших их – 14 миллионов. Основной зритель – люди 20 – 25 лет».
Отмечалось, что наибольшей популярностью пользуются мелодрамы и «комические сцены». Научные картины симпатий публики не завоевали. Исключительный успех выпадал на долю экранизаций литературных произведений, особенно «посчастливилось» Л. Толстому и В. Гюго. Попытка демонстрации картин «из русской истории и современной русской жизни» вне России потерпела полное фиаско, что побудило иностранных «мастеров» к постановке картин в России для России, но печатавшихся за её пределами.

«Картина будет демонстрироваться по сеансам»

К каким только уловкам не прибегали владельцы кинозаведений для привлечения зрителей. Электро-театр «Фурор» в начале 1913 года предложил их вниманию «грандиозную историческую юбилейную картину «Воцарение Дома Романовых 1613    –  1913 гг.» В афишах подчёркивалось: «Взявший билет в театр получает на память роскошную брошюру в красках с историческими рисунками...» Там же перед сеансами выступали дрессировщики фокстерьеров и группа владимирских музыкантов, играющих на пастушьих рожках, «дама-стрелок госпожа Нацимирбо».
Октябрьская 1913 года афиша электро-театра «Олимп» зазывала: «Сверх роскошной программы только два дня гастроли К.С. Селиванова с его говорящими картинами. Новость для Оренбурга!!!» В следующей афише читаем: «Пойдёт небывалый гвоздь «Как хороши, как свежи были розы, или Жизнь и смерть И.С. Тургенева», «Речной рак» (научная), «Мазура» (дивные виды в красках)».
Трудно сказать, действительно ли киноленты были цветными. Что же касается «говорящего кино», то речь, скорее всего, идёт о попытке синхронизации киноаппарата с граммофоном.
Содержатели кинотеатров старались принимать участие в особо значимых общественных акциях. В мае 1913 года в Оренбурге впервые состоялся праздник «Белого цветка» с целью сбора средств на оказание помощи больным туберкулёзом. Дирекция кинематографа «Фурор» в этот день решила отчислить в пользу оренбургского отдела лиги по борьбе с туберкулёзом 15% дохода, а владельцы «Олимпа» – 10%.
Довольно часто на афишах того времени упоминались известные и любимые артисты. Электро-театр «Олимп» в 1913 году приглашал зрителей на картину «Война животных», инсценированную знаменитым дрессировщиком Анатолием Дуровым «при участии 300 гусей, 300 свиней, 100 кур и 100 собак».
Под рубрикой «Смесь» газета «Оренбургский край» тогда же опубликовала информацию: «Ф.И. Шаляпин, получивший приглашение позировать для кинематографа в своей домашней обстановке, отклонил его, считая позирование мелкой рекламкой! Примеру его последовали многие артисты, художники, писатели».
«Оренбургская газета» осенью 1913 года обрадовала горожан сообщением об открытии нового, четвёртого по счёту кинематографа – «Люкс» (пережил несколько переименований: «Арс», «Пролетарий», «Победа» – Т.С.), принадлежащего Брауде. Как утверждал директор, «театр оборудован по последнему слову техники и обставлен по образцу новейших столичных. В театре «Люкс» будут поставлены самые последние новинки выпусков, лучшие картины известных заграничных и русских фабрик. Картины пойдут под аккомпанемент московской пианистки. В фойе играет электрический оркестрион последней новейшей конструкции».
Именно на афишах электро-театра «Люкс» впервые встретилось упоминание о проведении нескольких киносеансов в день: «Ставится грандиозная историческая картина «Покорение Кавказа» в 4-х частях. Ввиду ограниченности мест в театре, картина будет демонстрироваться по сеансам. Начало 1-го в 4 часа дня, 2-го в 6 часов, 3-го в 8 часов, 4-го в 10 часов. Ввиду больших затрат на постановку этой картины – цены повышены. Картину будет сопровождать оркестр музыки».
Посчастливилось обнаружить датированное началом 1914 года свидетельство очевидца о первых демонстрациях кино в одном из крупнейших ныне промышленных центров на востоке Оренбуржья: «В Орске открылся наконец и синематограф. Город без синематографа – это что-то удивительное... И какой город! В котором не было никаких других развлечений! Появились афиши – драмы в 2 000 метров и публика идёт их смотреть довольно охотно. Сумеет ли новый предприниматель поддержать интерес подбором картин?»

«Убивает зачатки добра...»

К 1914 году кино не только вошло в быт, но и начало выполнять общественные функции. Поэтому в российской прессе не прекращалась дискуссия о новом искусстве. Для решения спора о необходимости кино свои страницы предоставили «Вестник кинематографии», «Киножурнал». Не остались в стороне и журналисты степной окраины.
Автор публикации в «Оренбургской газете» утверждал: «Если чахотка, сифилис и другие болезни подтачивают физическое здоровье молодого поколения больших городов, то теперь новый бич – кинематограф – в корне убивает в детях те зачатки добра, которые с такими усилиями стремятся привить семья и школа. Особенно опасным воспитательным фактором является кинематограф для пролетарских детей, родители которых не располагают необходимыми для нормального воспитания материальными и духовными средствами». Далее предлагалось допускать детей школьного возраста в кинематографы только с родителями или вообще запретить им посещение киносеансов. Кроме того, открытие новых кинематографов, по мнению критика, должно следовать лишь с разрешения властей при гарантиях безопасности и «благоприятного хода дела».
Вопрос об использовании кинематографа «для образовательных и воспитательных целей устройством особых театров» был поднят в Оренбурге весной 1914 года. Он рассматривался правлением семейно-педагогического общества, но оно отказалось взять на себя организацию «научного кинематографа». Оренбургское общество содействия физическому развитию детей отнеслось к проблеме сочувственно и в кинотеатре «Идеал» демонстрировалась серия картин научного содержания: «Жизнь микробов», «Жизнь птиц», «Змеи в медицине». Зал был переполнен. Через год учитель мужской гимназии Кормильцев открыл специальный детский кинематограф.
В местных периодических изданиях на исходе весны 1914 года появилось сообщение: «В настоящее время купцом П.Ф. Панкратовым на Николаевской улице отстраивается новый кинематограф, который будет называться театр «Аполло». 12 сентября в губернском центре ознаменовано появлением нового зрелищного заведения. «Оренбургская газета» писала: «Состоится открытие грандиозного роскошного театра «Аполло». Будет поставлена чудная боевая программа. «Роковое наследство» – захватывающая драма. «Проделки юного повесы» – комическая история. Готовится к постановке новый боевик». Одно из самых интересных зданий города построено в стиле модерн, фасад со стороны ул. Советской облицован глазурованной плиткой. В советские годы кинотеатр назывался «Октябрь», затем помещение занимало казино «Аврора», теперь в честь первого владельца здания – клуб «Панкратов».
Первая мировая война обозначила новый этап в развитии русского кинопроизводства – она освободила его от иностранной конкуренции. Появилось много антинемецких агиток и фарсов. Талантливый русский режиссёр Яков Протазанов создал ряд удачных фильмов, среди них киноверсия романа Л. Толстого «Война и мир».
Оренбуржцы с удовольствием заполняли залы пяти действующих кинотеатров. Они располагались на главной улице губернского центра и имели звучные имена: «Аполло», «Кок», «Люкс», «Олимп», «Фурор». На экранах шли «лучшие картины текущего сезона: «Наташа Ростова» в пяти больших частях и последний боевик из жизни знаменитой авантюристки «Сонька – золотая ручка». Широко был разрекламирован фильм с участием Ф. Шаляпина «Иван Грозный». Цена билетов: 20 – 30 копеек (для сравнения – пуд муки стоил около полутора рублей).

«Небывалый боевик – «Гамлет»

В художественном электро-театре «Фурор» весной 1915 года гастролировал «Кинетофон Эдисона» – поющий и говорящий кинематограф». Что же он предлагал зрителям? Заглядываем в афишу: «Опера Бизе «Кармен», «Фауст» – опера Гуно в исполнении итальянских артистов. «Жрица огня» – оперетта, участвуют артисты Петроградского «Палас-театра», «Цыганская жизнь» – участвуют знаменитая цыганка, известная плясунья московского хора от «Яра» Настя Полякова, артист императорских театров А. Давыдов». У публики кинетофон пользовался большим успехом.
«Пасхальная программа» электро-театра «Фурор» состояла из картин: «В полосе огня и крови» (русская военная хроника с австрийского фронта), «Сыщик Фини» (драма в 3-х частях), «Злая шутка» (комедия), «Месть паяца» (драма)».
В электро-театр «Аполло» летом 1915 года газета «Оренбургская жизнь» приглашала на «грандиознейшую ленту мира «Под гипнозом миллионов» – в 20 отдельных эпизодах, вполне законченных... Все виды спорта, 20 крушений всех способов передвижения: аэропланов, дирижаблей, воздушных шаров, кораблей. Величайшая серия из жизни авантюристов. Главную роль исполняет знаменитая американская артистка Перль Витт».
Только два дня шёл «изумительный боевик-шедевр «Братья Карамазовы, или Тёмная сила» – захватывающая, потрясающая драма в 4 громадных частях». Тогда же рекламировался «колоссальнейший боевик этого и предыдущих сезонов – «Песнь торжествующей любви» в 4-х частях с прологом И.С. Тургенева. Чуть позже оренбургские любители кино смогли лицезреть «небывалый яркий шедевр», названный «Николай Ставрогин и Федька Канторин» – инсценировку романа Ф. Достоевского «Бесы».
Помещения кинотеатров и в мирное время постоянно использовались для проведения различных благотворительных мероприятий, а с началом военных действий они организовывались всё чаще и чаще.
Оренбургским обществом приказчиков 4 сентября 1914 года был арендован кинематограф «Фурор» – чистый сбор с благотворительных сеансов распределён следующим образом: 50% – на организацию лазарета для больных и раненых воинов, 50% – на оказание помощи семействам членов общества, призванных на войну.
Не остался без ответа и призыв правления оренбургского отдела лиги борьбы с туберкулёзом, заявившего об увеличении заболеваемости среди фронтовиков – однодневный сбор с киносеансов в «Люксе» и «Фуроре» передан на нужды лиги.
Весной 1915 года в электро-театре «Аполло» только один день шёл «небывалый боевик мира «Гамлет» по бессмертной трагедии Шекспира в 5-ти колоссальных актах более 2 000 метров». Сбор поступил «в пользу общества вспомоществования нуждающимся ученикам оренбургского реального училища». Позднее Оренбургское отделение Татьянинского комитета по оказанию помощи пострадавшим от военных действий устроило в кинематографах «Аполло», «Олимп», «Люкс» лотерею, чистый сбор от которой – около 10 000 рублей (немалые по тем временам деньги) направлен «на призрение стариков и детей беженцев».
Учащимися 1-й мужской гимназии в 1916 году в электро-театре «Аполло» проведена лотерея, сбор от которой израсходован на изготовление пасхальных подарков для фронтовиков. С той же целью артист городского театра А. Чагин пригласил оренбуржцев на вечер в кинематограф «Люкс».

«Удивлению не было конца»

Отчёт о положении земского дела в Бугурусланском уезде за 1915 г. содержит сведения о работе подвижного кинематографа «Кокъ» на территории Бугурусланского уезда Оренбургской губернии.
Согласно воспоминаниям Н.А. Епейкина, воспитанника Бугурусланской учительской семинарии, которые опубликованы в его книге «Жизнь. Годы. Судьба», в 1915-1916 гг. в г. Бугуруслане действовали кинотеатры «Биоскоп» на ул. Дворянская (в настоящее время ул. Коммунистическая), кинотеатр «Эхо» на ул. Соборной (ныне — ул. Революционная), кинотеатр «Триумф» на углу городского парка (парк располагался вдоль берега реки Б. Кинель).
Сельчане познакомились с кино позднее горожан. Среди архивных документов обнаружено одно из свидетельств очевидцев этого события. Житель села Репьёвка Оренбургского уезда (ныне Тюльганский район) 100 лет назад в 1916 году писал: «С каким нетерпением наши учителя ждали кинематограф (приобретён Оренбургской уездной земской управой). И вот наконец настал этот долгожданный день. Как только распространилась весть по селу о приезде библиотекарши, привёзшей кинематограф, так повалил народ к земской библиотеке, находящейся в здании кредитного товарищества. Помещение быстро переполнилось. Тут была, конечно, масса детей, были бабы, крестьяне, приплелись старухи посмотреть диковинку.
А когда показали первую картину «Соломон Мудрый» – удивлению не было конца. Какое-то оцепенение нашло на публику, с разинутыми ртами глядели и жались один к другому. Когда же после была показана смешная картина «Макс берёт ванну», то все настроились на весёлый лад, много хохотали и даже просили показать эту картину ещё раз. Только старухи стали открещиваться, отплёвываться и уходить незаметно, а ребятишки подходили к экрану, заглядывали за белое полотно и спрашивали – не спрятался ли кто за эту перегородку? Старухи, уходя, выводили заключение, что «скоро конец света, и нечистая сила забрала в руки нас, грешных». В земской библиотеке чтения бывают два раза в неделю, народу собирается до 150 – 200 человек мужчин, женщин, ребятишек. Читают газеты, а теперь после чтения просят показать хотя бы одну картину. Желание их исполняется и удовлетворённые, они возвращаются домой, делясь впечатлениями. А сколько разговоров по всему селу!»

(Продолжение следует)

Прочитано 537 раз
Судоргина Татьяна

Татьяна Владимировна Судоргина родилась в с. Октябрьском Оренбургской области. Окончила Московский историко-архивный институт. Долгое время работала заведующей отделом информации Государственного архива Оренбургской области. В настоящее время – главный специалист Комитета по делам архивов области. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Действительный член Пушкинского общества, автор многочисленных публикаций на исторические темы, лауреат премии альманаха «Гостиный Двор» имени Валериана Правдухина (2008).

Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены