Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/administrator/components/com_sh404sef/sh404sef.class.php on line 410

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 155

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 157

Warning: Illegal string offset 'defer' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 159

Warning: Illegal string offset 'async' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 163
Альманах Гостиный Двор - «Истинное чудо» (окончание)

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596
Воскресенье, 18 Декабрь 2016 20:12

«Истинное чудо» (окончание)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

К 120-ЛЕТИЮ ПОЯВЛЕНИЯ В ОРЕНБУРГЕ КИНЕМАТОГРАФА

«Оренбург дождался фильмы...»

О том, как на оренбургской земле рождались художественные фильмы «Иван Бровкин на целине», «Русский бунт», «Трио», «Не хлебом единым» нам могут рассказать многие местные жители. А вот о киносъёмках, проходивших 90 лет назад, поведают материалы с архивной полки.

«Оживлённо проходят съёмки»

Скрывшись за инициалом «А», сотрудник редакции оренбургской губернской газеты «Смычка» в последние дни октября 1925 года спешил обнародовать новость: «Приехал в Оренбург из Москвы от Госкино кинорежиссёр и оператор товарищ Лемберг, известный по многим своим работам в области кино. Последние его работы: научно-художественная картина «Аборт» и только что заснятая картина «Избушка на Байкале».
Сейчас уже развернулась подготовительная работа по засъёмке кинокартины «Степные огни» по сценарию товарищей В. Булах, М. Баталова, Г. Короткова. Картина охватывает период 1904–1925 годов, всю революционную борьбу и быт рабочих главных мастерских ташкентской железной дороги, Оренбурга. Степные огни – огни мастерских, в которых ковались социал-демократические рабочие кружки, позднее выросшие в РКП(б). В картине – революция 1905 года, годы реакции, империалистическая война, февраль и октябрь 1917 года, упорная, тяжёлая борьба с дутовцами, чехословаками...»
Один из авторов сценария, который постоянно помещал на страницах «Смычки» свои статьи по истории Оренбуржья, через месяц опубликовал репортаж «На съёмке «Степных огней»: «Работающей сейчас в Оренбурге экспедиции Госкино по засъёмке кинофильмы «Степные огни» приходится сталкиваться с массой «трюков» комических, подчас и трагических. Для одного из кадров фильма требовалась буржуйка, непманша. В театре помощник режиссёра встретил гражданку, вполне подходящую под необходимый тип.
– Простите, не согласитесь ли Вы сыграть в кинофильме? Она соглашается, но её сосед, будучи весьма «под мухой», вдруг рассвирепел: «Вы что пристаёте к женщине? Милиционер!» Желающих попасть в кинокартину немало. Некоторые «киноактёры» заявляют: «Я бывший офицер, смогу сыграть военного...» Приходит немало членов драматических кружков – «сняться в картину».
– Бесплатно ведь...
– Ну и хорошо.
Правда, попадаются и «знающие себе цену»:
– А какова у вас оплата, – спрашивает «барынька» вертлявая, подбеленная, подрумяненная.
– А бесплатно не сыграете?
– Нет.
В картине участвуют рабочие и за очень, очень редким исключением, только в самых необходимых случаях, приглашаются актёры. Один рабочий играет мастера.
– Ты не здорово бей, – просит рабочий «мастера».
– Ну, брат, нет, бить буду, как следует, разыграю по-настоящему...
А вот другой кадр. В толпе красногвардейцев находятся и два жандарма.
– С крестами, медалями, – замечает рабочий.
– Я-то уж забыл, как жандармы одевались, 8 лет прошло...
– Товарищи жандармы, на съёмку, – кричит помрежиссёра.
– Товарищи жандармы... Ха-ха... Какие же они сейчас нам товарищи, – смеются рабочие.
Ещё кадр. В боях за мастерские рабочие красногвардейцы старались вовсю. В стороне, забравшись для большего удобства на крышу одного из цехов, курсанты национальной военной школы, принёсшие винтовки, наблюдают за ходом боя. Оживлённо проходят съёмки».

«Грандиозные кулисы кино»

Современник событий в начале декабря 1925 года свидетельствовал: «Утром прошлого воскресенья тюремная площадь была превращена в грандиозные кулисы кино: заснимался расстрел толпы в 1906 году у Беловской тюрьмы. Нынешнее здание Беловской тюрьмы (сейчас Оренбургский государственный колледж напротив Центрального рынка – Т.С.) давно уже превращено в торговый корпус, почему решено всю инсценировку провести на тюремной площади у здания бывших Михайловских казарм, которые своими размерами и мрачным видом очень напоминали тюрьму.
Толпа, человек примерно в тысячу, в ожидании инсценировки рассыпалась по площади, в центре которой на двух грузовых автомобилях установлены два аппарата для киносъёмки.
– Эх, брат, да это сон наяву, – смеялся какой-то рабочий, – вишь городовые-то, как настоящие!
Действительно, стояло с полдюжины городовых. Нужно отдать справедливость режиссёрской руке: это были типичные фигуры – охранители порядка и спокойствия старого времени.
Однако рекорд внимания к себе побила фигура появившегося полицеймейстера. Артист Атрадин, очевидно, тщательно поработал над тем, чтобы правдоподобней представить особу шефа оренбургских держиморд. Смешение войск и охраны старого и нового времени производило на толпу собравшихся посмотреть это редкое зрелище потрясающее впечатление, которое ещё заострялось возможностью воочию убедиться в прелестях прежнего режима.
Распорядители разъяснили толпе – этим бесплатным статистам – как нужно вести себя и что делать. Отряд казаков вытянулся около тюрьмы. Тут же стоял с кучкой городовых полицеймейстер. Толпа демонстрантов с криками возмущения довольно удачно пошла «на аппарат». Раздался сигнал режиссёра: «Скажите, чтобы полицеймейстер засуетился!» Свисток. Толпа хлынула и остановилась у указанной черты. Минутная перебранка. Новый свисток. Толпа вновь хлынула, в ответ на что грянул залп казаков. Свалка, в которой смяты казаки. Отбой. Вновь все на местах.
– Товарищи, – говорит в рупор с коня один из распорядителей. – Ещё раз повторяю. После залпа казаков толпа бежит: не может же вооружённых толпа смять!
Снова повторяется наступление и отступление толпы. На этот раз режиссёры добились своего. Момент этот составляет часть громадной фильмы «Степные огни», в которой можно будет увидеть работу всего оренбургского революционного выводка».
Вскоре выяснилось, что «красочное разнообразие одежд казаков, недостаточность толпы и, наконец, пасмурная погода – всё это не дало возможности включить этот уже заснятый эпизод в фильму. Расстрел будет сниматься вновь, когда будет привезён из Москвы необходимый реквизит, обмундирование казаков, генералов...»
Тем временем снимали другие сцены – налёт атамана Дутова на вокзал, отступление красногвардейцев: «Отряд рабочих депо ст. Оренбург, действительные участники тогдашних боёв стоят в очереди за винтовками. Их «командир» настолько вошёл в свою роль, что требует по пять патронов на человека – полагается же по два. Насилу успокоили. Красногвардейцам объясняется, что они должны отступать и отстреливаться. Свисток – съёмка началась. Рабочие отступают медленнее, нежели полагается, причём часть из них не желает «отступать» и отстреливается... Режиссёр кричит, чтобы отступали, помощники нервничают...»
Накануне нового 1926 года киношники уехали в Москву, пообещав вернуться весной.

«Необходимо участие населения»

На страницах «Смычки» в апреле 1926 года появилась заметка: «Все помнят, верно, разъезжавшие по городу автомобили, фаэтоны со странными пассажирами: наряду с остроконечным шлемом и серой шинелью красноармейца чернели шинели с красными жгутами – городовых и здесь же золотились плечи офицеров рядом с замусоленными пиджаками рабочих. Рысили взводы казаков с хорунжими, есаулами и рядом брели красноармейские отряды. И красноармейцы и белые, полицеймейстер дружно беседовали. Висли взрывы хохота:
– Мы вам вот пятый год в натуре проведём, захлестаем плетьми, – грозятся казаки.
– Ну, золотопогонники, держись, крышка вам будет, – кричат из отряда Красной гвардии белым.
Это были съёмки «Степных огней». В прошлую зиму было снято много: масса павильонных снимков, зимней натуры, метели. Началась непогода. Окончание съёмки отложено. Причиной послужила ещё и выгодность летней натуры. Экспедиция Госкино прибыла в Оренбург и «с места в карьер» приступает к съёмкам».
Корреспондент того же периодического издания В. Булах чуть позже извещал: «Внизу под обрывом у берега Урала располагается подъехавший казачий пикет. Толпы, липнущие к барьеру, заинтересовываются, все смотрят туда, где остановился казачий пикет и подъехала чёрная легковая машина.
– Гляньте, казаки с пиками... А вон и офицер...
– Что за казаки? Почему они вдруг на Урале?
– Это верно картину снимают «Степные огни». Толпа спешит поближе посмотреть съёмку.
– Товарищи, не мешайте. В сторону встаньте, – долго бьются члены киноэкспедиции, пока, наконец, публика не отходит в сторону. Устанавливается киноаппарат – шарахается лошадь, испугавшись странного, невиданного сверкающего предмета.
– Нне балуй! – кричит на неё «казак».
Начинается съёмка. Крутится ручка аппарата и пикет казачий, и ряд видов Урала, плывущих ледяных глыб запечатлевается на плёнку с тем, чтобы показать всё это многим тысячам кинозрителей».
Другой местный житель при этом добавлял: «Сейчас киноэкспедицией Госкино по съёмке фильмы «Степные огни» производится съёмка ряда сцен: 1 мая у Дворца труда в 10 часов утра будет заснят эпизод из 1905 года, когда либеральный губернатор Барабаш запретил казакам стрелять по митинговавшим оренбургским трудящимся. В этот же день по окончании первомайской демонстрации у здания нынешнего исправдома (близ Урала) будет заснят расстрел у Беловской тюрьмы (1906 год).
Все желающие видеть себя в кинофильме «Степные огни» приглашаются на эти съёмки».
Оренбуржец М. Инсаров-Вакс в первые майские дни 1926 года констатировал: «Всем известно, что в г. Оренбурге заканчивается фильма «Степные огни». Большинство местных организаций оказывают широкое содействие экспедиции, но далеко не все. Оренбургское население было неоднократно свидетелем работы и отчасти имеет представление о сложности процесса съёмки. Например, для инсценировки событий 1905 и 1906 годов необходима была масса, которая находилась бы в распоряжении экспедиции хотя бы часа три. Однако прошёл час, и из трёхтысячной толпы осталось несколько сот, причём вся масса была партизанским путём «взята» членами экспедиции из числа проходящих первомайских колонн. Конечно, всего заснять не удалось.
Каждый день пребывания экспедиции в Оренбурге стоит государству денег и неудивительно, что начальник экспедиции «бомбардирует» беспрерывно все организации. Для того чтобы в самое ближайшее время закончить съёмку, недостаточно одних только распоряжений, необходимо самое горячее участие самого населения в массовых сценах. До тех пор, покуда всё это не будет проведено в жизнь, население не увидит на экране «Степных огней»...»

«Режиссёр создаёт кадры»

Репортёр газеты «Смычка», продолжая информировать читателей о ходе кинопроцесса, 90 лет назад писал: «На площадь около исправдома с утра тянулись люди, желающие засняться в «Степных огнях». Подкатывает грузовик.
– Гляди, городовые.
Публика бросается к автомобилю. И «городовые», и народ улыбаются, хохочут. Подкатывает ещё машина, откуда высаживается «полицеймейстер». Толпа шарахается туда и глазеет на светло-серую шинель с серебряными погонами.
– Енерал-то, как настоящий, – шамкает старушка.
– Не, бабушка, это полицейский начальник, который народ расстреливал в 1906 году, – объясняет ей кто-то, видимо уже познакомившись с эпизодом из революционного прошлого Оренбурга.
На грузовике режиссёр Лемберг устанавливает киноаппарат, суетятся члены экспедиции Госкино, идёт подготовка к съёмке оренбургской гапоновщины. После репетиции, длительных разъяснений кому, как и что делать, наконец, приступают к съёмке. Казаки на конях выстраиваются. Они «защищают» тюрьму, где толпятся политзаключённые, в знак привета выбросившие из окна камеры красный флаг.
– Вы жертвою пали в борьбе роковой...
Толпа поёт и движется к тюрьме просить заключённых прекратить голодовку. Испуганно бегают городовые. Суетится полицеймейстер Волженцев. Вдруг залп хлестнул. Толпа бежит. Тарахтят «холостые» выстрелы, падают «убитые», «раненые».
Затем журналист демонстрирует свои знания истории края: «Расстрел у Беловской тюрьмы вызвал такой огромный взрыв негодования, что похороны жертв этого расстрела вылились в демонстрацию, настолько большую, что тогдашний губернатор барон фон-Таубе не решился, побоялся ей препятствовать.
Вот и здесь в съёмке после расстрела большая толпа двинулась с гробами и пением на кладбище. Режиссёр выхватывает, выглядывает наиболее выгодные моменты – создаёт кадры.
На тротуарах глазеющие обмениваются впечатлениями:
– Как красиво...
– А народу-то, как дождя...
– Господи, неужели покойник? Кто помер?
– Никто, бабушка, в картину это снимают...
А в сторонке стоящие нэпман со своей расфуфыренной, намазанной, накрашенной подругой вздыхают о прошлом...
Сняты похороны, надгробные речи и в высшей степени интересные типажи нищих у кладбища, которые перебивкой в монтаже этого эпизода его много оживят.
Съёмка закончилась и за грузовиком с жандармами, городовыми рассыпалась толпа...»

«Многие взбудоражены киноэкспедицией»

Губернская газета тогда же опубликовала объявление: «В воскресенье киносъёмка. Приглашаются в 11 часов утра к зданию губисполкома в тех же костюмах, в каких снимались в тюрьме нижепоименованные товарищи: Челышев, Данилов, Могила, Закурдаев, Шишов, Постникова, Коростелёва... Приглашаются также все желающие».
Уже в середине мая 1926 года всё тот же В.Булах сообщал: «Все изумлялись при виде вдруг воскресших людей «доброго старого времени» – губернаторов, генералов в золотых эполетах, шитых цветистых мундирах, щеголеватых адъютантов, офицеров, казаков. А кто не видел врагов их – боевых, с глазами, загорающимися от воспоминаний о героической борьбе старых партийцев, красногвардейцев?
Многие, многие были взбудоражены, расшевелены киноэкспедицией. Съёмки отдельных моментов вскрывали нигде никем не записаннный ценнейший материал о борьбе, страданиях, лишениях, победах, о большом революционном прошлом оренбургских трудящихся.
Работы по съёмке кинофильмы «Степные огни» заканчиваются 18 мая, киноэкспедиция уезжает в Москву. Теперь остаётся ещё монтаж и эта картина в конце лета пойдёт в Оренбурге».
Но лишь весной 1927 года газета «Смычка» порадовала оренбуржцев: «Наконец, через год Оренбург дождался фильмы, в которой не один зритель найдёт себя среди действующих лиц. Картина «Степные огни» прошла уже предварительный просмотр и с 1 апреля начнёт демонстрироваться в кино «Палас» для широкой публики».
Афиша гласила: «Оренбург на экране. Кинофильма из революционной борьбы оренбургского пролетариата «Степные огни».
Почему-то фильм выходил на экране единственного из нескольких кинотеатров губернского центра и всего три дня по одному сеансу...

Прочитано 536 раз
Судоргина Татьяна

Татьяна Владимировна Судоргина родилась в с. Октябрьском Оренбургской области. Окончила Московский историко-архивный институт. Долгое время работала заведующей отделом информации Государственного архива Оренбургской области. В настоящее время – главный специалист Комитета по делам архивов области. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Действительный член Пушкинского общества, автор многочисленных публикаций на исторические темы, лауреат премии альманаха «Гостиный Двор» имени Валериана Правдухина (2008).

Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены