Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/administrator/components/com_sh404sef/sh404sef.class.php on line 410

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 155

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 157

Warning: Illegal string offset 'defer' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 159

Warning: Illegal string offset 'async' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 163
Альманах Гостиный Двор - Культурный слой

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/views/itemlist/view.html.php on line 107

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596
Культурный слой

Культурный слой (87)

Все мы с детства помним стихотворение из сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» о Шалтае-Болтае, странном персонаже, похожем на человекоподобное яйцо с галстуком:

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!

Воскресенье, 19 Август 2012 11:24

«Прибыл нежданный и нечаянный...»

Автор

О ВСТРЕЧАХ В.И. ДАЛЯ И А.С. ПУШКИНА

В своих воспоминаниях В.И. Даль отмечает, что до приезда Пушкина в Оренбург виделся с поэтом всего только раза два или три. По свидетельству Л.Н. Майкова, поводом к знакомству А.С. Пушкина с В.И. Далем послужило появление в 1832 году «Первого пятка» «Русских сказок» Даля. За эти сказки писатель подвергся аресту, а тираж книги был изъят по приказанию жандармского управления. Несмотря на это, взяв один из уцелевших экземпляров книги, как пишет П.И. Бартенев, Даль «пошёл сам представиться»1 А.С. Пушкину.

Воскресенье, 19 Август 2012 11:20

Хивинские невольники

Автор

РАССКАЗЫ КИРГИЗ-КАЙСАЦКИХ
ПЛЕННИКОВ В ИЗЛОЖЕНИИ В.И. ДАЛЯ

Владимир Иванович Даль, как известно, с 1833 по 1841 гг. служил в Оренбурге в качестве чиновника особых поручений при военном губернаторе В.А. Перовском. Среди проблем, волновавших Даля и как литератора, и как учёного, и как государственного служащего во время этой его деятельности, большое место занимали судьбы сотен русских людей, находившихся в неволе в Хиве и в Бухаре, попавших туда не в связи с военными действиями, а украденных и угнанных в рабство. Разбой такого рода в XVIII-XIX вв. процветал на восточных границах России. В 20 – 30-х годах XIX столетия свыше четырёхсот русских томились в неволе в государствах Средней Азии.

К 210-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Выдающийся писатель Владимир Иванович Даль (1801-1872), прославившийся как лингвист, этнограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», пользовался в своё время не меньшей известностью и в других отраслях науки. Человек одарённый многими талантами и огромной любознательностью, он проявил себя как зоолог и натуралист широкого профиля, как врач и теоретик медицины, много размышлявший над проблемами врачебного искусства, как востоковед-тюрколог, как инженер с немалыми теоретическими познаниями, которые получил во время обучения в Морском корпусе.

Суббота, 18 Август 2012 22:16

Всё остаётся людям

Автор

К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА РОССИИ Н.П. ЕРЫШЕВА

Открывшаяся в Оренбургском областном музее изобразительных искусств персональная выставка народного художника России почётного гражданина г. Оренбурга Николая Павловича Ерышева (1936-2004) не только подтверждает яркий талант художника, но и заставляет нас удивляться современности, общественной значимости этих работ сегодня, его прозорливости, провидческому взгляду. Выставка возвращает нам большое искусство, несущее глубокие размышления о жизни и человеке, возвращает нам в первозданной чистоте такие понятия, как патриотизм, гражданственность, порядочность…
Зрители на выставке удивляются, как много и как глубоко можно видеть в происходящем глазами художника, какие откровения может нести настоящее искусство...

Суббота, 18 Август 2012 09:55

Зорко одно лишь сердце…

Автор

«Лжёт, нагло лжёт или совсем бездушен
тот, кто предъявляет притязание перескочить
прямо во «всемирное братство» через
головы своих ближних братьев – семьи
или народа или же служить всему
человечеству, не исполнив долга
службы, во всём его объёме, своим
ближайшим ближним».

(И.С. Аксаков)

Сознавая себя русским человеком, живущим на русской земле, не могу не печалиться о том, как исчезает из сегодняшней жизни то, что давало бы мне право этим гордиться, то, что составляло русскую славу, вдохновляло и давало опору. И вместе с поэтом Геннадием Красниковым задаёшься вопросом:

«...Были когда-то и мы
рысаками,
Были когда-то и мы русаками,
Кем же мы стали теперь?»

Так уж сложилось, что жизнь моя теснейшим образом переплетена с жизнью многих оренбургских художников. Дружба эта приводит меня в залы выставок и персональных, и коллективных, где часто (если не всегда) видел крупногабаритного мужчину, спокойно, вежливо беседующего с художниками, обращаясь к ним на Вы и по имени-отчеству, даже к молодым. Лично с ним я знаком не был, но знал, что он интересуется живописью и даже помогает издательствам и областному музею изобразительных искусств в организации выхода в свет альбомов некоторых художников. А в марте этого года мне в руки попала книга, полистав которую, а потом и погрузившись в материал глубже, я понял, что хочу написать о ней и познакомиться с её автором – Александром Митаревским.

Пятница, 17 Август 2012 20:36

Из Записок реставратора

Автор

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ
ЕВГЕНИЯ КУРДАКОВА «КАДЬ» И «ПРЯХА»

В 1981 году в этнографическом музее, находящемся в селе Бутакове Восточно-Казахстанской области, была создана уникальная экспозиция парковой скульптуры под открытым небом – «Сад корней». Автором деревянных скульптур был усть-каменогорский мастер-флорист Евгений Курдаков.
Экспозиция вызвала широчайший интерес не только в Казахстане, но и во всей стране, и запомнилась многим, кто её видел.

Когда утешусь я в горести моей!
Сердце моё изныло во мне.
Книга пророка
Иеремии (8, 18)

Время от времени в спорах критиков и литературоведов, изучающих поэтическое наследие Сергея Александровича Есенина, освещаются вопросы взаимоотношений поэта с религией, с православием. Взаимоотношений, безусловно, сложных и неоднозначных.
Причислять Сергея Есенина к «лику» православных творцов было бы, наверное, не вполне верно. Поэт, в различных биографиях закрепивший за собой прозвище «богохульника», сочетал в себе искреннюю веру в Бога, в высшие силы с абсолютно деревенским взглядом на устройство бытия – простым и удивительно человечным.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННИЦЫ

Оренбургская художественная общественность заприметила Ольгу Нагорную уже после первых её персональных выставок. Коллеги по живописному цеху, близкие молодому автору в своих воззрениях на суть и смысл творчества, просто ценители изобразительного искусства отмечали в ней качества, не часто сочетаемые в работах её ровесников. Порой в одной экспозиции она могла представить очень разные по жанру и стилю вещи: к примеру, по-мужски твёрдо и филигранно выполненный рисунок соседствовал с мягким лирическим пейзажем, а с ним – холст или картон, являющий собой плод юношески чистого романтизма. И совсем иное умонастроение отражали картины, в которых молодая художница выплёскивала своё видение современного человеческого бытия. Поэтому одни завсегдатаи художественных выставок и салонов безоговорочно восхищались её произведениями, другие не принимали, третьи относились с недоверием, даже опаской. Не было среди них только равнодушных созерцателей.

Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены