Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/administrator/components/com_sh404sef/sh404sef.class.php on line 410

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 155

Warning: Illegal string offset 'mime' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 157

Warning: Illegal string offset 'defer' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 159

Warning: Illegal string offset 'async' in /home/orenata48/orenlit.ru/libraries/joomla/document/html/renderer/head.php on line 163
Альманах Гостиный Двор - Пешеходный мост через реку Урал в городе Оренбурге

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 226

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596

Warning: Creating default object from empty value in /home/orenata48/orenlit.ru/components/com_k2/models/item.php on line 596
Среда, 13 Январь 2016 17:44

Пешеходный мост через реку Урал в городе Оренбурге

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Интерес к этой теме появился у меня давно: ведь одно из любимых мест отдыха для любого жителя Оренбурга — набережная Урала и Зауральная роща, куда попасть можно, перейдя пешеходный мост. Родители рассказывали мне, что в их детстве мост был другой, низкий, деревянный, его убирали на зиму и восстанавливали после схода льда.

Целью моего исследования стало выяснить, когда и кем было организовано строительство пешеходного моста через Урал в городе Оренбурге, как он менялся на протяжении столетий, как город поддерживал жизнь моста, какие периоды можно выделить в жизни пешеходного моста через Урал; как менялся мост на протяжении столетий.
В популярной литературе об истории Оренбурга говорится, что первый мост через реку Урал в городе был построен ещё в 1835 году и что в проектировании и строительстве моста принимал участие живший в то время в Оренбурге Владимир Даль. Однако оренбургский краевед Г.П. Матвиевская говорит, что участие В.И. Даля и в строительстве моста и в планировке старого спуска к реке невозможно доказать из­за отсутствия документального подтверждения этого.
Первый пешеходный мост через Урал был деревянный и наплавной, на плашкоутах, его надлежало ставить заново каждый год по окончании весеннего половодья. Плашкоут, как пишет энциклопедия Брокгауза и Ефрона, ­ «плоскодонная барка с высокими бортами, употребляется для промежуточных опор наплавных мостов. Плашкоутные мосты удобны тем, что в случае надобности могут быть отведены в сторону, и тогда освобождается вся ширина реки». Ежегодно осенью его разбирали, а весной, после половодья, собирали. Пока моста не было, жители пользовались услугами лодочников и паромщиков.
Работы по устройству и содержанию моста велись за счёт городской казны с привлечением средств Илецкого Соляного правления. Суммы расходов на эти работы обговаривались с генерал-губернатором.
В 1870­х годах набережную Урала, Зауральную рощу и мост, их соединяющий, отдают купцам для содержания и развития. В статье Т. Судоргиной, основанной на архивных документах, можно узнать, что в 1874 году купец Каретников построил над Уралом «деревянный вокзал» (т.е. зал, где играл оркестр), а в 1883 году бульвар отдали в арендное содержание оренбургскому купцу 1­ой гильдии Александру Афанасьевичу Белову, с которым городская управа заключает договор аренды уже на 30 лет (с 19 февраля 1883 года по 19 февраля 1913 года) без платежа в доход города арендных денег. Устроенный Беловым на свои средства каменный двухэтажный тёплый вокзал по истечении срока аренды должен поступить в собственность города бесплатно. Согласно этому контракту Белов в течение арендного срока обязан ремонтировать и содержать в чистоте, как здание вокзала, так и занимаемую местность, а также ежегодно при спаде воды наводить из собственных материалов пешеходный мост через р. Урал на сваях. По имени этого купца и зовут с тех пор оренбуржцы бульвар Беловкой.
В этой же статье Т. Судоргина помещает фрагмент «Этюда из оренбургских нравов», опубликованного без подписи в газете «Оренбургский листок» за июнь 1883 г.: «На возвышенном правом берегу р. Урала, окаймлённом деревьями, как бордюром, извивается оренбургский бульвар, над которым величаво обрисовывались тёмными силуэтами на сине­чёрном фоне неба генерал­губернаторский дворец и военная прогимназия. На противоположным, низменном берегу реки блистали очень эффектно разноцветные огни фонариков ресторана, прикрытого зеленью вековых деревьев Зауральной рощи, откуда доносились иногда и звуки оркестра. По мостику, перекинутому через р. Урал, поминутно раздавались шаги пешеходов, возвращавшихся домой из ресторана. Подъём горы по берегу от мостика так крут и неровен, что пожилым людям пришлось не раз отдохнуть, взбираясь на гору, а юная молодёжь с козьей быстротой неслась по неудобному пути, оставив далеко позади себя стариков». В той же газете можно прочитать о купальнях, устроенных в середине Урала и имеющих вход с пешеходного моста. Купальни были мужскими и женскими, оборудованы зеркалом, кушеткой, столиком, половиком.
Итак, к концу XIX века мост становится не только соединением двух берегов, но и местом отдыха, развлечения, проведения свободного времени и оздоровления. Из моста на лодках­плашкоутах он становится свайным, его устройство, ремонт и поддержание отдаётся в ведение купцов.
В начале ХХ века, после установления в Оренбурге советской власти, городская управа продолжает работу по благоустройству набережной Урала и пешеходного моста через него. Продолжается оборудование свайного моста, но новые технологии делают его более комфортным и освещённым в тёмное время суток.
Пешеходный мост через Урал современного вида появляется в Оренбурге только в 1982 году, и его появление связано с именем Ю.Д. Гаранькина, первого председателя исполкома Оренбургского городского совета народных депутатов, много сделавшего для благоустройства нашего города. Это металлический подвесной вантовый мост. Он возведён на двух опорах, от которых поднимаются по два высоких пилона, соединённых наверху в виде буквы «П». От каждого из пилонов отходят стальные тросы, поддерживающие мост. Длина моста составляет двести двадцать метров, а вес около девятисот тонн. Средства собирали методом народной стройки, когда каждое предприятие безвозмездно вносило свой вклад. Автор идеи подвесного моста — В.В. Шаталов, управляющий трестом «Оренбургнефтехиммонтаж», столкнулся с проблемой: строить мост с северной стороны было невозможно из­за высокого крутого берега Урала. Тогда придумали половину моста с южной стороны строить как обычно, а вторую собрать вдоль реки, после чего повернуть и смонтировать мост. Такое строительство с двух сторон с поворотом выполнялось впервые, организаторы и строители очень волновались, получится ли всё задуманное. В.В. Шаталов вспоминает, что когда показали Ю.Д. Гаранькину две половины моста и решили провести монтаж на следующий день, он (Шаталов) остался с рабочими и ночью смонтировал мост, чтобы утром он уже предстал перед горожанами.
Несколько лет назад в середине моста установлены две стелы, символизирующие границу между Европой и Азией, а в последнее время молодожёны облюбовали мост для скрепления своего союза в виде замочков на мостовой ограде (впрочем, традиция эта не оренбургская, она распространяется по всему миру).
Итак, мы узнали, в каком году началось обустройство пешеходного моста через Урал в Оренбурге, определили основные периоды его развития, качественного изменения, с помощью архивных документов нашли ключевые даты для его существования и выяснили, кто принимал участие в поддержании жизни моста и его благоустройстве для Оренбурга. Собранный материал можно использовать на уроках краеведения в школе, а также при проведении экскурсий по городу. Когда я работала в каталоге ГАОО, то видела дела об устройстве других мостов в Оренбургской области: в Орске, Троицке, по почтовым трактам Оренбургской губернии, так что моё исследование можно продолжить в этом направлении.

Прочитано 727 раз
Шуляк Светлана

Светлана Станиславовна Шуляк родилась и живёт в Оренбурге, учится в 7-м классе гимназии № 1. Пишет стихи и рассказы, любит рисовать. Публиковалась в альманахах «Гостиный Двор» и «Спутник» (Москва).

Другие материалы в этой категории: « Оренбург – окно в Азию
Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены