Философский практикум

Философский практикум (11)

Воскресенье, 18 Декабрь 2016 18:01

Толстые и монархизм

Автор

Мне показалось интересным проследить эту, условно говоря, «тенденцию», связанную с литературными и общественными деяниями троих наиболее известных Толстых – Алексея Константиновича, Льва Николаевича и Алексея Николаевича – с одной стороны и судьбой русского монархизма с другой.

Суббота, 21 Май 2016 09:24

Технологии хаоса

Автор

ЦИКЛ ЭССЕ

1. Прорва

Трудно, почти физически больно писать: как бы ни повернулись события, время речей закончилось, наступило время формул, в которых каждое слово обретает иной, безмерно тяжёлый вес. И в каждое слово начинаешь вглядываться с тревогой и надеждой, ведь оно было и остаётся – в начале всего, и теперь это ощущается более чем реально.

В качестве зачётного текста на юбилейные Яснополянские встречи я хочу представить пять разрозненных фрагментов, на живую нитку сшитых общей темой: проблема самоопределения писателя в литературе как частный случай самоопределения личности в истории. У меня нет уверенности в правильности своей постановки этой проблемы, но нет сомнения в её актуальности. Регламент встреч позволяет не прогибать хребет текста под ярмо регламента. Пользуясь предоставленной свободой слова, я хочу в течение речи уяснить связанную с ней ответственность.

Четверг, 10 Декабрь 2015 10:35

«Религия Человека»

Автор

Как только ни называли Льва Николаевича Толстого – и «социальным философом» (Н.Устрялов, применив к нему даже и термин «sanktus error» – невинное заблуждение, сродни донкихотскому), и «нравственным философом» (А.Волынский), и «мыслителем-моралистом» (Ф.Преображенский, С.Гессен), а другие и вовсе отказывали его учению считаться философией, определяя его как «нравственно-религиозное явление», а то и, не мудрствуя лукаво, просто обзывали еретиком... И всем им, в той или иной мере, можно было верить.

Четверг, 02 Октябрь 2014 12:45

Жертва во имя человеколюбия…

Автор

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА XVIII МЕЖДУНАРОДНОЙ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ВСТРЕЧЕ В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ

Понедельник, 09 Декабрь 2013 07:07

Русскость – она необъятна...

Автор

О материале Владимира Ермакова «Сказ про то – не знаю что»*

...Так вот, о русскости...
Тут, сдаётся мне, лучше толковать с позиции здравого смысла – придёшь почти к тому же, к чему пришёл философически ты, но гораздо быстрее и, может, с меньшими в себе потерями этой самой русскости и сомнениями на её счёт.

Пятница, 21 Декабрь 2012 22:09

Сказ про то – не знаю что

Автор

ОПЫТ НАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Пустое, опустошённое своей пустотой – полное.
Пустое, наполненное своей пустотой – пустое.
Полное, наполненное своей полнотой – пустое.
Полное, опустошённое своей полнотой – полное.
                          Тайная доктрина европейского театра абсурда.

Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что.
                   Центральная директива русского духовного поиска.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА XV МЕЖДУНАРОДНОЙ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ВСТРЕЧЕ В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ

И первое определение, и тяжкий дневниковый вздох принадлежат Льву Николаевичу Толстому одномоментно, к концу первого и последнего для него десятилетия наступившего ХХ века – века великих надежд и невиданных разочарований, сначала поднявшего человека с колен, а под конец опустившего его на четвереньки ... (Замечу в скобках, что стоять на коленях и стоять на четвереньках – это, конечно, два разных психологически, нравственно, политически и всяко обусловленных положения).

Вторник, 07 Август 2012 18:14

Живите, мыслите и созидайте

Автор

Ещё в раннем детстве я лежал как-то на травке возле старицы. Убаюкивающе шелестели камыши, с музыкальной ритмичностью плескалась возле них вода. Я глядел на бегущие за горизонт облака, и вдруг подумал, что умру и ничего больше этого не увижу, не услышу. Как я затосковал тогда…
Когда теперь под 70 лет, когда то и дело умирают родственники или соседи, или хорошо знакомые сверстники, то крепко задумываешься над смыслом собственной жизни, над смыслом бытия вообще.
Многое, над чем размышлял в последнее время, я нашёл в аналитическом очерке Елены Новиковой «О сущности жизни, смерти и бессмертия в русской культуре», опубликованном в альманахе «Гостиный Двор» (№ 26 – 27).

Качественное изменение общих представлений о смысле человеческой жизни, соотношение в ней индивидуального и общественного, разумеется, предполагает изменения отношения к смерти, причём не только в научных, но и социальных, этических и нравственных аспектах.
 Попытаемся проникнуть в сущность этих сложившихся вопросов человеческого бытия, отдавая преимущество нравственно-философским основам их подлинного научного и гуманного разрешения. Посмотрим, как ставились и решались они, в частности, в русской философии и культуре.

Страница 1 из 2
Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены