Вторник, 15 Ноябрь 2016 10:39

От «Трудолюбивой пчелы» до «Гостиного Двора»

Автор 
Оцените материал
(3 голосов)

Участники презентации альманаха ГОСТИНЫЙ ДВОРВ ОРЕНБУРГСКОМ ДОМЕ ЛИТЕРАТОРОВ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО 54-ГО НОМЕРА АЛЬМАНАХА «ГОСТИНЫЙ ДВОР»

Очередная презентация нового 54-го номера оренбургского альманаха «Гостиный Двор», который по формату скорее должен был причислен к журналам, есть неплохой повод поразмышлять об истории литературных журналов в России вообще и в Оренбуржье в частности.


Время рождения журналов в России стало эпохой перехода от салонных методов литературной деятельности к публичным. То есть ознаменовало собой тот факт, что литература стала в России не просто досуговым занятием аристократии, но рычагом влияния на умы современников и инструментом формирования общественного мнения. Существовавшие до этого многочисленные литературные кружки и салоны, объединявшие, в основном, дворянскую молодежь, позволяли литературному процессу оперировать лишь рукописным распространением произведений. Выпускникам Московского университета, Сухопутного шляхетского корпуса и других этого показалось настолько недостаточно, что они затеяли, как сказали бы сегодня, амбициозный пилотный проект – издание журнала «Трудолюбивая пчела», который стал едва ли не первым ежемесячным российским журналом. И издавался немалым по тем временам (да и понынешним!) тиражом – 1200 экземпляров. Конечно, этот тираж несравним с тиражами книг и журналов советского времени, когда наша страна обрела статус самой читающей страны в мире. Но тем не менее... «Трудолюбивая пчела» не был сугубо литературным журналом, но с чётким приоритетом на литературную составляющую. Название подразумевало, что читатель должен, как пчела, трудиться и собирать, подобно нектару, всё полезное и поучительное, что найдет в издании. Отличался журнал, что опять-таки концептуально не расходилось с его названием, и критической направленностью в адрес тогдашней элиты, критиковал придворную знать, обличал казнокрадство, взяточничество, любовь к излишней роскоши. Тоже тема, увы и ах, не теряющая своей актуальности в масс-медиа и поныне... Политическая позиция «Трудолюбивой пчелы» была не лишена оппозиционности. Журнал выражал симпатии не столько правящей императрице Елизавете Петровне, но находившейся в «тихой опале» великой княгине Екатерине, будущей императнице Екатерине Великой. Которая, к слову, была не только заядлой книгочейкой, но принадлежала к числу литературоцентричных и очень успешных в плане госстроительства правителей России. Екатерина Алексеевна и сама, что говорится, «баловалась литературой», в т.ч. на страницах «Трудолюбивой пчелы»...
Издателем «Трудолюбивой пчелы» был известный поэт Сумароков, протестовавший против крепостного права («Продавать людей, как скотину, не дОлжно...»), много и пламенно писавший об уважении к личности не в ущерб интересам государства. Многие утверждения Сумарокова и поныне звучат более, чем актуально. Ну кто из нас поспорит с тем, что «...честь наша не в титулах состоит, тот сиятельный, кто сердцем и разумом сияет, тот превосходительный, который других людей достоинством превосходит, и тот боярин, который болеет об отечестве..»? Журнал радел о судьбе русского театра, обсуждал проблемы литературы, болел за судьбу России. Собственно, всем этим уважающие себя и Отечество литературные журналы занимаются и поныне, осмыслением и преображением жизни посредством литературы...
«Праздное время, в пользу употребленное» – ещё один журнал, издававшийся группой преподавателей Сухопутного шляхетского (дворянского) корпуса в Петербурге тиражом поменее «Трудолюбимой пчелы» – 600 экземпляров. Главная тематика публикаций «Праздного времени...» была морально- нравственная, правда, поданная в избыточно назидательном ключе, за что издание прослыло чрезмерно поучительным и скучным. Главной своей задачей редакция позиционировала защиту добродетели и осуждение пороков. Стоит упомянуть в именнике локомотивов журнального процесса России и журнал «Невинное упражнение», выходивший под покровительством легендарной просветительницы России – княгини Екатерины Романовны Дашковой. Его издателем был известный поэт Богданович, воспитанник поэта Хераскова. Главная задача журнала была в публиковании произведений, которые приносили бы пользу читателям. По сути, всё та же задача, что была, остаётся и, хочется верить, пребудет главной в журнальном направлении – сеять разумное, доброе, вечное...
...Оренбургский край тоже не был белым пятном на литературной карте России того времени. Достаточно вспомнить журнал «Провинциальное чтение» и «Шипы и розы», не говоря уж о многих оренбургских журналах того времени, в т.ч. юмористических-сатирических, с весьма порой необычными названиями – «Саранча», «Пыль», «Крапива»...И это далеко не все литературные журналы России того времени, поскольку литературно-журнальная жизнь России закипев на старте, не перестаёт бурлить поныне несмотря на наступление интернет-пространства и периодически раздающиеся в связи с этим «похоронные» речи о том, что бумажные издания, дескать, изжили себя...
На смену литературным журналам периода СССР с их миллионными тиражами и читательским охватом, образно говоря, «шестой части земного шара» пришло нынешнее время, когда каждый уважающий себя регион России считает своим долгом иметь литературное издание, призванное быть некой «визиткой» региона в плане литературном и исторически=имиджевом. В некоторых субъектах Федерации таких «визиток» даже не одна!.. Навскидку назову лишь те журналы, которые знакомы мне не понаслышке, ибо в их редакционных советах я имею честь состоять – «Дон» (Ростов-на-Дону), «Подъём» (Воронеж), «Арина» (Нижний Новгород), «Волга-21 век» (Саратов), «Аргамак-Татарстан» (Казань-Набережные Челны), «Парус» (Москва), «Новый Енисейский литератор» (Красноярск) и так далее... При всём моём уважении к столичным журналам, где напечататься и поныне вопрос престижа для писателя, надо признать, что региональные журналы, которые, по факту привлечения талантливых авторов отовсюду, являются всероссийскими, системно и более детально освещают глубинную Россию.
Одним из форпостов качественной литературы России является оренбургский альманах-журнал «Гостиный двор», вот уже многие годы возглавляемый известной поэтессой Натальей Кожевниковой. Могу лишь повторить то, что сказала на презентации нового 54-го номера «Гостиного Двора», что уже сам факт публикации того или иного текста на страницах этого издания уже является сертификатом качества этого текста, ибо творческий ценз альманаха весьма высок, и нет надобности его снижать: желающих напечататься в «Гостином Дворе» из писателей Оренбуржья и России, мягко говоря, хватает. Приток талантливых рукописей из других регионов неустанно растёт. И это хорошо в том плане, что поневоле заставляет авторов издания, в т.ч. оренбургских по прописке, держать уровень... Если автор может сказать: «Да я в «Гостином дворе» публиковался!», значит, это уже много лестно говорит об авторе.
Прошедшая в Каминном зале Оренбургского Дома литераторов презентация нового номера «Гостиного Двора» собрала зал студентов Оренбургского колледжа сервиса во главе со преподавателем русского языка и литературы Ольгой Владимировной Полянской. И это не считая авторов и представителей «читательского сословия». Выступали авторы, напечатанные в этом номере, в т.ч. «публикаторы-дебютанты» – молодые поэты и юная поросль Оренбургского областного литобъединения им.С.Т.Аксакова: Ирина Лаврина, Елена Кубаевская, Ксения и Екатерина Мотыженковы. Последние стяжали аплодисменты не только стихами собственного сочинения, но и своими декламаторскими талантами, проявленными в чтении стихотворений Натальи Кожевниковой и Константина Бальмонта... Выступавшие известные оренбургские писатели Павел Рыков, Сергей Бурдыгин, Сергей Хомутов и Елена Тарасенко не только читали свои стихи, но каждый представил свой взгляд на современные задачи литературы... Краевед Светлана Емельяновна Сорокина пролила свет на очень интересную тему – кто был прототипом Петруши Гринёва в повести Пушкина «Капитанская дочка», назвав фамилию старинного дворянского оренбургского рода Тимашевых. Собственно, 54-ый выпуск альманаха, посвящён 180-летнему юбилею создания повести «Капитанская дочка», это гениальной «оренбургской странице» творчества Пушкина. Историк, профессор Оренбургского государственного педуниверситета Галина Павловна Матвиевская в новом номере выступает со статьёй про Оренбургский караван-сарай, архитектурный и культурный памятник, очень знаковый для региона. Известный оренбургский архивист, консультант комитета по делам архифов Оренбургской области Татьяна Судоргина представлена в номере материалом о развитии кинематографа в Оренбурге... Все они выступили на презентации со словами благодарности альманаху, собирающему на своих страницах интересных и талантливых званых гостей со всех градов и волостей России, ближнего и дальнего Зарубежья. Очень украсили презентацию вокалисты Оренбургского института искусств им. Растроповичей под руководством профессора Геннадия Соколова. А также заслуженный артист России, ведущий актёр Оренбургского театра драмы и, между прочим, один из авторов альманаха «Гостиный Двор» Александр Иванович Папыкин. Он порадовал собравшихся прекрасным драматическим чтением опубликованных в презентуемом номере альманаха стихов одного из ведущих современных русских поэтов, питерца Владимира Шемшученко... Ну а закольцевать этот материал я позволю себе возвращением к «Трудолюбимой пчеле». Как не уподобить главного редактора «Гостиного Двора», поэтессу Наталью Кожевникову этой самой неутомимой пчёлке, которая старательно, выпуск за выпуском, заботливо и рачительно собирает на огромных просторах России, ближнего и дальнего Зарубежья художественный, интеллектуальный и духовный нектар, которым питаются умы и души современников.

Прочитано 194 раз Последнее изменение Пятница, 23 Декабрь 2016 10:11
Кан Диана

Диана Елисеевна Кан родилась в городе­гарнизоне Термезе в Узбекистане, в семье кадрового офицера, этнического корейца и потомственной яицкой казачки. Окончила факультет журналистики Московского государственного университета им. М.  В.   Ломоносова и Высшие литературные курсы. Член Союза писателей России, руководитель областного литобъединения им. С. Т.  Аксакова. Дважды лауреат ежегодной премии журнала «Наш современник», лауреат всероссийских литературных премий «Традиция», «Имперская культура», Самарской губернской премии в области литературы, Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка» (2012), региональной премии им. П. И.  Рычкова (2016), литературной премии им. М. Цветаевой (2016) и др.
Живёт в Оренбурге.

Оставить комментарий

Copyright © 2012 ГОСТИНЫЙ ДВОР. Все права защищены